Кто из нас не любит особняки Шехтеля с их причудливыми окнами, оградами и майоликовыми панно? Только снаружи на них посмотреть одно удовольствие, а уж заглянуть внутрь - просто счастье.
Музей архитектуры представляет своим посетителям окунуться в Эпоху модерна и посмотреть чертежи, макеты и предметы интерьера, которых достаточно в его коллекции.
Новый стиль сформировался на рубеже XIX - XX веков. Его особенностью является синтез искусств и стилизация под различные исторические эпохи с добавлением современных технологий.
Одной из отправных точек возникновения «историзма» в русском искусстве становится проект Храма Христа Спасителя Константина Тона. На выставке представлен макет-игрушка Храма 1881 года для самостоятельной сборки.
Также к эпохе «историзма» относятся Верхние торговые ряды (здание ГУМа)
и дом братьев Третьяковых на Кузнецком мосту
Художники не ограничивались монументальными формами, но и создавали интерьеры, мебель, предметы обихода.
Они возродили мозаичное и витражное искусство, резьбу по дереву. Центром формирования неорусского стиля был Абрамцевский художественный кружок.
Необычный низкий стул - это «материнское» или «дамское» кресло, предназначавшиеся для занятий женщин с детьми
Лансере Е. А. Богатырь Илья Муромец 1890-е гг.
Главным строительным материалом становится кирпич и железобетонные конструкции.
Ярким проявлением строительства становятся особняки, которые продолжают традиции городских усадеб. Самым известным архитектором становится Федор Осипович Шехтель (1859 - 1926).
Фотография кабинета в особняке А. В. Морозова 1896 г., спроектированного Ф. О. Шехтелем. Сам особняк построен по проекту М. Д. Чичагова в 1879 г.
Особняк З. Г. Морозовой, построенный в 1898 г.
Особняк А. И. Дерожинской 1903 г.
Фотографии гостиной и столовой собственного особняка Шехтеля 1913 г.
План первого этажа и проект дома Н. Л. Тарасова, который не был построен, выполнен Леонидом Весниным в 1910-1911 гг.
Большим спросом пользуется недорогое жилье в центре города. Пик застройки доходными домами пришелся на 1900-е годы. Главным образцом жилой архитектуры стала гостиница «Метрополь».
Макет фасада доходного дома братьев Стуловых. В. Е. Дубовской 1913 г.
Общественные здания тоже обрели элементы нового стиля. Например, магазин английского торгового дома «Мюр и Мерилиз» (ЦУМ) архитектора Р. Клейна.
Комплекс Северного Страхового общества на Ильинке 1912 г.
До середины XIX века здания театров, за исключением императорских, представляли собой временные сооружения или располагались на территории дворянских усадеб. Только в эпоху модерна театральные труппы получили возможность строить специализированные здания.
Проект фасада театра из архива архитектора И. И. Иванова-Шица 1899 г.
Московское купеческое собрание 1907 -1909 гг. И. И. Иванов-Шиц. С 1930-х годов театр «Ленком».
В 1911 году, к 50-летию Московско-Казанской железной дороги, был объявлен конкурс на новое здание Казанского вокзала, в котором должен быть отражен образ национального зодчества. В 1913 г. началось строительство по проекту А. В. Щусева.
В Франции ярчайшим представителем стиля ар нуво был Эктор Гимар.
В своем Замке Беранже (доходный дом в Париже) 1895-1898 гг. он проектирует все детали, вплоть до дверных ручек и рисунка обоев.
Этот проект принес Эктору Гимару известность и первое место на конкурсе фасадов, организованном Парижской мэрией.
Если соберетесь на выставку в будний день, будьте внимательны, понедельник - входной, вторник и четверг до 21:00, среда и пятница до 20:00. Мы с Дашей взяли аудио-гид и еле успели послушать все до 20:00. Кстати это не только аудио-, но видео-гид. На экране показывают, где располагаются отдельные архитектурные элементы и как выглядят здания сейчас, поэтому рекомендую его взять.
Еще больше интересного о Государственном музее архитектуры им. А. В. Щусева можно узнать в его соц сетях
Фейсбуке,
ВКонтакте,
Инстаграм и канале на
YouTubeБлагодарю за приглашение сообщество
moskva_lublu