"Царь Эдип", театр на Юго-Западе, 16.03.19

Mar 17, 2019 09:40



Вдруг подумала, что любая пьеса - как рок, судьба. И там, и там не вырваться за рамки придуманного автором финала. Хотя… Иногда режиссеры восстают против автора и меняют сценарий. Иногда людям удается миновать, казалось, неминуемое.
Но не в истории с Эдипом, увы. Жаль, что я ее знала (хотя все равно всегда ждешь чуда - вдруг что-то не сбудется из ужасных предсказаний), завидовала тем, кто с ней не знаком. Тот редкий случай, когда лучше смотреть спектакль, не зная развязки. И тогда к чисто театральным впечатлениям добавится любопытство, а что же будет дальше в этом лихо закрученном Софоклом сюжете.
В театре на Юго-Западе сюжет спектакля "Царь Эдип" развивается сначала весьма неторопливо, горожане в современных костюмах выкатывают правителю претензии - город катится в Тартарары, люди мрут, выхода не видят... Я, если честно, заскучала. Но тут вдруг что-то изменилось, спектакль начал набирать силу, на сцене появился Тиресий (Сергей Бородинов). Слепой Тиресий заставил смотреть на него во все глаза, очень понравилось, как Сергей его играл


Но окончательно я поняла, что спектакль для меня ожил, когда Креонт (Фарид Тагиев) начал истерить из-за несправедливо возведенных на него обвинений. Вот тут я вздрогнула и вся превратилась во внимание. Сцена была на разрыв. Я забыла, что передо мной актер, я видела несчастного, несправедливо обиженного Креонта, который пытался доказать свою правоту. Восторг!


Спектакль задышал, смотреть его стало интересней, даже зная печальную развязку, да. Не мне судить, правильный ли вывод сделал Эдип из всей этой истории. Он сказал, что человек должен идти своим, предначертанным ему, путем, не споря с Богами. Тут каждый решит для себя, стоит ли спорить, стоит ли бежать от судьбы, коль скоро она тебя все равно настигнет. В общем, о том и спектакль, о возможности или невозможности выбора. А еще о личной ответственности за то, что ты совершаешь, пусть это тебе и предрекли Боги. И вопросы эти одинаково актуальны и в древних Фивах, и в современной Москве, поэтому совершенно не удивляет смешение в костюмах современных брюк и греческих тог.
Царь Эдип (Евгений Бакалов)


Пастух царя Лая (Денис Нагретдинов)


Домочадец царя Эдипа (Иван Скицан)


Горожанин (Денис Нагретдинов) и Иокаста (Ольга Иванова)


Что меня всегда напрягало в этой истории, это то, что Эдип страдает только от мысли, что он может оказаться убийцей царя Лая. А что, то, что он просто угробил несколько человек, если бы среди них и не было Лая, это не проблема? За это не надо было себя наказывать? Ладно, это не к спектаклю вопрос, а к Софоклу, конечно).


Вернусь к постановке. Она выдержана в классическом стиле театра на Юго-Западе. Лаконичные декорации (кстати, первый раз видела занавес на сцене, не просто из света, как в "Кабале святош", а мощный, осязаемый, железный). Да-да, железный, в прямом смысле. Листы гофрированного железа трансформировали пространство сцены, превращая ее то во дворец Эдипа, то в площадь Фив, то в храм. И в это веришь. Помогал, конечно, свет.


Но в целом в этом спектакле меньше драйва, чем обычно. Он цепляет отдельными сценами, но не забирает целиком. Мне не хватило все-таки надрыва, Эдипа было жаль, но я не страдала вместе с ним, как я страдаю с Джованни, например.

Для меня сегодняшний вечер сделали Фарид Тагиев и Сергей Бородинов.




И понравилась Ольга Иванова в роли Иокасты.


Именно от них я получила то, что ждала. Что касается Фарида, для него эта роль была самой первой в театре на Юго-Западе, и я могу только восхищаться, что за столько лет он не растерял искренности и энергетики, ее играя. Браво!

А вот комедийная нотка, привнесенная Андреем Санниковым, игравшем посланника из Коринфа, сбивала трагическую атмосферу, мне это мешало.


Вот такие, несколько противоречивые, впечатления. То есть я рада, что увидела спектакль, давно хотела на него попасть, но ожидания у меня были выше. Но это у меня. А остальная публика наградила актеров овациями, вызывали на поклон аж пять раз, да и друзья, пришедшие сегодня на спектакль, сказали, что им понравилось.
В любом случае для меня всегда праздник просто прийти в любимый театр, погрузиться в его атмосферу, увидеть знакомые лица и любимых актеров. А все спектакли не могут же нравится одинаково, иначе просто с ума можно сойти, бесконечно по кругу их пересматривая.)

Я искренне благодарна за этот вечер, за приглашение в театр сообществу Москультура и лично atlanta_s.
И, конечно, театру "На Юго-Западе", почитать о котором вы можете на страницах его социальных сетей: в Фейсбуке, в ВКонтакте, в Инстаграме и видео-канал на ЮТубе.
Все фотографии взяты с сайта театра.

Previous post Next post
Up