Московский государственный театр эстрады, созданный в 1954 году по инициативе артистов эстрадного жанра во главе с Николаем Смирновым-Сокольским, поначалу обосновался в бывшем ресторане «Альказар» на Маяковской площади. Прошло семь лет и театр справил новоселье на Берсеневской набережной, заняв помещения бывшего клуба Дома правительства.
В 1918 году в связи с переносом столицы государства из Петрограда в Москву сотни служащих перебрались с берегов Невы на берега Москвы-реки, усугубив пресловутый «квартирный вопрос». Правительственный аппарат временно расселили в гостиничных номерах «Националя» и «Метрополя», но проблему с жильём надо было как-то решать. Лишь спустя почти десять лет была создана комиссия по строительству Дома ЦИК и Совета народных комиссаров под председательством главы правительства Алексея Рыкова.
24 июня 1927 года было принято решение о начале строительства дома для ответственных работников по проекту архитектора Бориса Иофана. Стройплощадка заняла квартал на искусственном острове, образовавшемся ещё в XVIII веке после прокладки Водоотводного канала. Прежде на этом месте находился Винно-соляной двор. Возможно, в смысле экологии место рядом с Центральной электростанцией городского трамвая выбрано не самое удачное, зато из окон Дома правительства открывалась живописная панорама на Кремль, а быстро добраться на службу советская элита могла по Большому Каменному мосту.
Фасады новостройки выходили на Берсеневскую набережную и Всехсвятскую улицу, вскоре переименованную в честь литератора Александра Серафимовича. Архитектор Иофан предложил покрыть стены гранитной крошкой, чтобы получить красно-розовый цвет фасадов, но ни это предложение, ни вариант песочного колера не нашли поддержки. В итоге здание осталось мрачно-серым, цвета золы. Уже в наши дни Дом на набережной дважды перекрашивали и, возможно, именно нынешний вариант пришёлся бы по душе Иофану.
Строительство. 1928 год:
https://pastvu.com/p/290895 Из коллекции Музея Москвы. На момент начала строительства берега ещё земляные, но вскоре набережная оделась в гранит и стала местом прогулок жителей дома, тут же был оборудован причал для теплоходов и даже бассейн для купания. Пристань здесь существовала и раньше, на баржах доставлялись камень и песок, а крестьяне в лаптях перетаскивали стройматериалы на берег.
Строительство. 1929 год:
https://pastvu.com/p/3277
Строительство. 1931 год:
https://pastvu.com/p/26249 Фото: Борис Игнатович
Центральная электростанция городского трамвая. Малый Каменный мост. 1907-1910 гг.:
https://pastvu.com/p/46597
Двенадцатиэтажный дом, рассчитанный на 505 квартир, занял три гектара земли и на тот момент был одним из самых крупных жилых домов Европы, но удивлял не только размерами. На каждом этаже размещались две просторные квартиры с дубовым паркетом и художественной росписью на потолках, выполненной приглашёнными из Эрмитажа живописцами-реставраторами. Жильцы заселялись в квартиру, уже обставленную всей необходимой мебелью, которую столяры изготовили по рисункам архитектора дома Бориса Иофана. Впрочем, богатое имущество было казённое, с инвентарными номерами и новосёлы подписывали акт приёмки всего содержимого квартиры. Подъезды оснастили лифтами, а горячая вода подавалась из теплоцентрали. Во внутренних дворах были разбиты газоны с фонтанами (после войны фонтаны демонтировали и обустроили клумбы). Корпуса сдавались в эксплуатацию не одновременно, а по мере постройки.
Универмаг
Причал
Берсеневская набережная. Бассейн. 1945-1955 гг.:
https://pastvu.com/p/3403
Служебный корпус - прачечная
Во дворе. 1954 год:
https://pastvu.com/p/298775
Для удобства и экономии времени жители получали по талонам готовые обеды и сухие пайки, так что самим готовить пищу было необязательно. Тут же в доме находились спортивный зал, универмаг, прачечная, амбулатория, сберкасса, почта, детский сад и ясли. Для культурного досуга предназначались клуб ВЦИК имени Рыкова и кинотеатр на 1500 зрителей. Понятно, что жили здесь не рядовые москвичи, а элита, к которой в те времена причислялись партийные деятели, герои Гражданской войны, старые большевики, выдающиеся учёные и писатели, служащие Коминтерна, герои войны в Испании.
Курировал стройку нарком внутренних дел Генрих Ягода, не преминувший использовать новый дом в интересах своего ведомства. На первом этаже были предусмотрены конспиративные квартиры для чекистов, а в подъезде № 11 была только лестница и окна - ни квартир, ни лифта. По конспирологической версии, из этого подъезда прослушивали квартиры высокопоставленных чиновников, едва отпраздновавших новоселье и тут же оказавшихся под колпаком «компетентных органов». На самом деле, власти торопили строителей, не укладывавшихся в назначенные сроки, и пустой подъезд № 11 мог образоваться по причине аврального изменения планировки привилегированных квартир соседних подъездов.
А чекисты действительно трудились в доме на должностях консьержей, лифтёров, горничных, собирая информацию о настроениях и благонадёжности людей, которых обслуживали. Кстати, первые два этажа предназначались под коммунальные квартиры для большого штата обслуживающего персонала.
В 1976 году увидела свет повесть Юрия Трифонова «Дом на набережной», в которой литератор описал быт и нравы жителей правительственного дома, многие из которых в 1930-е годы подверглись арестам и из своих комфортабельных квартир отправились в сталинские лагеря или были расстреляны. Семья Юрия Трифонова также проживала в этом доме и его родители в 1937-1938 годах оказались в жерновах сталинских репрессий. Книга вызвала большой читательский интерес не только благодаря таланту автора, но и по причине замалчивания в брежневские времена трагических страниц советской истории. Немногие литераторы рисковали поднимать острые темы. После выхода повести Дом правительства обрёл второе название - «Дом на набережной».
Из нынешних медийных персон в Доме на набережной живут Наталья Андрейченко, Алексей Баталов, Александр Домогаров, Наталья Ионова (Глюкоза). Ещё в 1994 году Правительство Москвы предоставило квартиру Владимиру Гундяеву, которого сейчас знают как Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Здесь хранится его обширная наследственная библиотека, а сам священнослужитель проживает в резиденции.
12 ноября 1989 года считается днём рождения краеведческого музея «Дом на набережной», о котором рассказывает его директор Ольга Романовна Трифонова: «Мы находимся в бывшей квартире, если грубо сказать,- вертухая, а если вежливо сказать,- охранника первого подъезда, самого престижного подъезда Дома на набережной. После перепланировки музей получил ещё одно помещение, где воссозданы интерьеры жилой комнаты. Музей организовала жительница дома, женщина фантастической энергии Тамара Андреевна Тер-Егиазарян. Со временем народный музей преобразовался в муниципальный, а затем - в государственный.
В Доме на набережной жили и люди, которые стали жертвами, и руководители ГУЛАга, и человек, участвовавший в расстреле царской семьи (позднее Филипп Голощёкин был арестован по обвинению в троцкизме и расстрелян), всё перемешалось, как и во всей русской истории ХХ века. Дом на набережной не только «символ страшных лет России», но и символ создания новой страны, здесь жили люди, которые создали промышленность Советского Союза, и героические полярные лётчики.
Юрий Трифонов в романе «Время и место» написал великую фразу: «Это были времена величия малых поступков». Это были страшные времена, но находились люди, совершавшие человеческие поступки. Создатель Ботанического сада Николай Цицин однажды увидел во дворе мальчишек с грудным ребёнком. Оказалось, что ребята услышали плач, тайком залезли в опечатанную квартиру соседей и нашли в стенном шкафу младенца. Обласканный властью академик не прошёл мимо, взял ребёнка «врагов народа» и велел своей домработнице увезти его в деревню. Так он спас одну жизнь. Но гораздо чаще происходили другие истории - когда соседи писали друг на друга доносы, много чего вытворяли. А дети арестованных родителей сразу становились, как прокажённые, и от них шарахались.
Все экспонаты переданы в дар музею жильцами дома. А фуражку нквдешника я специально для страху положила, заказала её в мастерской фуражек. В центре зала есть инсталляция, посвящённая людям, погибшим в 1937 году, и милые люди из какого-то заводика в Останкино помогли найти куски колючей проволоки старого образца. Посетителей встречает чучело пингвина, привезённого когда-то из северной экспедиции лётчиком Ильёй Мазуруком (то ли пингвин сам забрался в самолёт, то ли лётчики захватили животное на память. Кстати, в книжке Л.Островского «Зоопарк сегодня» упомянут подаренный Мазуруком Московскому зоопарку белый медвежонок с острова Котельный).
Самые большие квартиры в доме состояли из семи комнат, к примеру, в одной из них жил известный журналист Карл Радек (арестован в 1937 году, убит в тюрьме). Вообще скромность тогдашней советской элиты сильно преувеличена. Вы были в Горках? Ленин жил во дворце. Сталин изображал, что он живёт скромно, в одном кителе, но спал в шёлковых ночных рубашках. Но определённые правила надо было соблюдать. Жильцам Дома правительства квартиры предоставлялись с добротной дубовой мебелью, но её нельзя было заменить на другую. Однажды жена историка Александра Сванидзе избавилась от предоставленного гарнитура и нарвалась на неприятности, потому что раз в год происходила проверка. Пришлось выплатить огромную сумму. В спецпаёк для жильцов - кому полагалось - входила икра, белая и красная рыба».
Адрес музея: улица Серафимовича дом 2
Официальный сайт:
http://museum-dom.ruЧасы работы: вторник, среда, пятница 10:00-18:30, четверг 11:00-21:00, суббота, воскресенье 11:00-18:00
Выходные дни: понедельник и последняя пятница месяца
Входные билеты: полный 100 рублей, льготный 50 рублей
Каждое третье воскресенье месяца бесплатное посещение
Государственный краеведческий музей «Дом на набережной» входит в состав музейного объединения Музея Москвы
http://mosmuseum.ru
Театр эстрады переехал на Берсеневскую набережную в 1961 году, но и раньше площадку клуба ВЦИК использовали как тетральную сцену. Например, в начале 1930-х годов здесь ставил спектакли режиссёр Государственного Нового театра Ф.Каверин. Позднее этот зал называли клубом имени Калинина, в котором работали многочисленные детские кружки - шахматно-шашечный, «Умелые руки» и другие. Следующий этап истории - Детский театр, в котором юные артисты ставили и вполне взрослые пьесы, например, «Гамлета». Ольга Трифонова вспоминает случай, когда мальчик в сцене объяснения с Офелией извлёк из кармана отцовский настоящий пистолет (у многих жителей дома имелось наградное оружие). Руководительница театральной студии со всеми предосторожностями отобрала у артиста неожиданнный огнестрельный реквизит.
Сайт Театра эстрады перечисляет лишь некоторых звёздных исполнителей, в разные годы выступавших на знаменитой сцене: театр подарил зрителям незабываемые встречи с Ленинградским театром миниатюр под руководством Аркадия Райкина, оркестрами Леонида Утесова, Олега Лундстрема, Бориса Ренского, Эдди Рознера. Театр Эстрады гордится тем, что на его сцене начал свою жизнь Театр двух актеров - Марии Мироновой и Александра Менакера. На этой сцене делали свои первые шаги такие звезды как Алла Пугачева, София Ротару, Валерий Леонтьев, Евгений Петросян, Геннадий Хазанов, Александр Серов, позднее Филипп Киркоров, Игорь Саруханов, Ирина Отиева, Александр Новиков, Андрей Бандера, Елена Ваенга, Денис Майданов. Первые сольные концерты Олега Газманова, Сергея Пенкина, Юлиана также прошли в театре Эстрады. В разные годы здесь выступали зарубежные звезды, среди которых Эдит Пиаф, Мирей Матье, Марлен Дитрих, Дин Рид, Сальваторе Адамо, Марина Влади, Жак Брель, Шарль Азнавур, Би Би Кинг, Пьер Ришар, Гленн Хьюз, Жан Татлян...
Значительный вклад в развитие эстрадного искусства внесли спектакли, созданные на сцене театра такими мастерами эстрады как Геннадий Хазанов («Мелочи жизни», «Очевидное и невероятное», «Маленькие трагедии», «Праздник, который всегда...»), Евгений Петросян («Доброе слово и кошке приятно», «Инвентаризация», «Дураки мы все», «Страна Лимония, деревня Петросяния», «Когда финансы поют романсы»), Клара Новикова и Ефим Шифрин («Круглая луна», «Соло для кровати со скрипом», «Я смеюсь, чтобы не плакать»). На сцене театра в различных спектаклях играли многие народные и заслуженные артисты России, среди которых Алиса Фрейндлих, Олег Басилашвили, Виталий Соломин, Лариса Удовиченко, Александр Ширвиндт, Михаил Державин, Владимир Меньшов, Вера Алентова, Татьяна Васильева, Евгения Симонова, Чулпан Хаматова, Елена Проклова, Валерий Золотухин, Александр Абдулов, Андрей Панин и другие.
Официальный сайт:
http://www.teatr-estrada.ruАдрес: Берсеневская набережная, дом 20/2
1931 год:
https://pastvu.com/p/69414
Основатель московского Театра эстрады Николай Смирнов-Сокольский
Руководитель Театра эстрады Геннадий Хазанов
Алла Пугачёва
Филипп Киркоров
Евгений Петросян
Клара Новикова
Владимир Винокур
Елена Ваенга
Борис Моисеев в фойе Театра эстрады
На сцене Театра эстрады - Николай Цискаридзе...
Дидье Маруани...
комический театр «Квартет И» (Леонид Барац, Ростислав Хаит, Камиль Ларин, Александр Демидов)
Знаменитые аргентинские тангерос Пабло Линарес и Патриция Карраско репетируют перед концертом
Кинотеатр «Ударник» открылся в 1931 году в составе первой очереди дома вместе с жилыми корпусами 4-7 и универмагом, на торжественном открытии присутствовал нарком просвещения Анатолий Луначарский. Кинотеатр назван в честь передовиков производства - ударников коммунистического труда и, говорят, что кинотеатр на схеме имеет очертания значка ударника. Этот нагрудный знак вручался вплоть до последних лет советской власти, но в разные годы и в разных регионах СССР он выпускался по оригинальному дизайну.
Кинотеатр «Ударник». 1931-1933 гг.:
https://pastvu.com/p/76346 Уникальность «Ударника» заключается не только в авангардной архитектуре, но и в инженерных решениях. Раздвижной потолок-купол позволял в тёплую погоду превратить зал в летний кинотеатр. Но увы, купол раздвигали всего один раз в день открытия, а потом механизм заклинило. Здесь состоялись премьеры таких фильмов, как «Тихий Дон», «Бесприданница», «Весёлые ребята», «Чапаев», «Путёвка в жизнь», «Цирк». Ежедневно в «Ударнике» показывали по 8-9 сеансов. Даже в годы Великой Отечественной войны кинотеатр продолжал работать. Старожилы вспоминают, что перед сеансами в «Ударнике» играла музыка, зрители приходили заранее, за час до начала и танцевали. В советские годы в «Ударнике» проходили показы Московских международных кинофестивалей с участием приглашённых иностранных знаменитостей.
В 1976 и 1996 годах были проведены две реконструкции, первая с участием Бориса Иофана, изменившего некоторые детали оригинального дизайна, вторая - для создания современного комфортного зала на 735 мест. С 2005 года «Ударник» сдан в аренду компании «Каро», которая спустя пять лет приостановила показ кинофильмов. Вскоре были озвучены планы превращения кинотеатра в музей современного искусства. Дальнейшая судьба «Ударника» неизвестна. Пока здание находится в ведении ГБУ «Финансово-хозяйственное Управление Мэрии Москвы».
Каждую неделю на ЯМОСКВЕ появляется новый краеведческий сюжет. Все фотоистории проекта «Город на память» можно найти здесь:
http://www.yamoskva.com/node/13886