Спектакль "Странные, однако, бывают истории..." в Московском театре русской драмы

Feb 14, 2016 16:39



«Слушайте, слушайте... Хотя бы иногда... Не  думайте,  что  это  вас  не касается... Не думайте...»
Что такое счастье? Что такое лицемерие? Дружба? Честность? Почему бывает так, что кто-то, имея дом, семью, должность, всевозможные материальные блага, вдруг чувствует себя одиноким и жалким в конце своего жизненного пути? Что есть правда? То, что мы знаем? То, во что верим? То, во что хотим верить? Или то, во что нам нужно, чтобы верили?  Да какая разница! «Было или не было - об этом и разговору не будет». Как возможно, что во внешне благополучной семье на чаши весов ставятся жизнь отца и мнение Запада?  Почему за добром всегда должна скрываться какая-то выгода? Почему за желанием помочь другому человеку обязательно должна стоять корысть, иначе сочтут безумным или преступником? «Неужели на свете нет добрых людей?»

Все эти и не только вопросы поднимаются Московским театром русской драмы под руководством Михаила Щепенко в спектакле «Странные, однако, бывают истории…», поставленном по пьесам Александра Вампилова «Воронья роща» и «Двадцать минут с ангелом». И вроде бы и ответы вполне очевидны, да все же «кто что ни говори, а подобные происшествия бывают на свете, - редко,  но бывают.» (Н.В. Гоголь)


Валерий Андреев (Баохин), заслуженный артист России Валерия Полякова (Анна Тимофеевна), Антонина Королева (Виктория), Антон Пушкарев (Камаев)

Два произведения Вампилова соединены в один спектакль, и их связывает «клетка» ситуации, в которую герои попадают в  разные жизненные моменты.  Она то давит, то немного отпускает, дает немного расслабиться и сделать передышку, то закрутит в водовороте событий. Жизнь каждого состоит из множества таких «клеток», выход из которых все ищут по-своему. Веревочная клетка - главная декорация спектакля. Она как живой организм, испытывающий героев и заставляющий обнажать души.


Валерий Андреев (Баохин), заслуженный артист России Валерия Полякова (Анна Тимофеевна), Алексей Зеленков (Лохов), Антонина Королева (Виктория), Антон Пушкарев (Камаев), Владимир Шашмурин (Борис)

«А  я  вам  так  скажу:  если человек доволен, значит, он счастлив. Счастье это то, чем вы довольны, вот и все». Так ли на самом деле, или это всего лишь мираж, обманчивая иллюзия, которую человек сам создает для себя? И стоит лишь поменять ветру направление и хрупкий мираж собственноручно нарисованного счастья раствориться как дым.

Монетизация… «Интересно, почем нынче бескорыстие..» Прямо как на больную мозоль.. Пьеса «Двадцать минут с ангелом» написана в 1962 году. И насколько она остается актуальной в наши дни! Даже более чем.   Да, за 50 лет изменились декорации, но суть осталась прежней. У любого поступка должен быть какой-то «профит» и свой KPI. Иначе непонятно. Иначе пугает. Иначе рушит так тщательно выстроенную картину всем понятного идеального мира, где за каждым поступком закреплена определенная логика и мотив. «Смущаешь ты людей...»


Заслуженный артист России Аркадий Аверин (Хомутов), заслуженный артист России Алексей Савченко (Угаров), Василий Васильев (Анчугин)

У Вампилова нет идеальных персонажей. Все они простые люди, кто-то лучше, кто-то хуже. Такие же, как и мы. Даже Хомутов. И ведь он тоже не идеальный.

Кстати, вдруг промелькнула мысль.. Это «от души» Хомутова так ли безусловно бескорыстно? Расплачиваясь добром на земле, не пытается ли человек тем самым заслужить искупление грехов своих на небе и очистку совести? «Наживаете моральный капитал?» Ну да ладно, не будем об этом. Все это «Бред», как скажет кто-то. «И притом религиозный» …

Я не буду проводить параллели. Думаю, каждый это может сделать сам. Но, прокручивая в голове истории, обсуждаемые в обществе в настоящее время, задумываешься, так ли редки Баохины, Анны Тимофеевны, Камаевы, Лоховы, Анчугины, Угаровы, Ступаки, Васюты и другие… Включите телевизор, загляните к соседям, снимите наушники в метро, сотрите пыль с зеркала…

На самом деле, спектакль очень легкий, ироничный и ностальгический. Зрительный зал бурно реагирует смехом на анекдотичные образы и ситуации, воспроизводимые на сцене.  Стеклянная тара по 12 копеек за бутылку, портвейн «777», 3 рубля на опохмелиться, молодой альфонс при жене известного человека… И за всей легкостью подачи стоит глубокий смысл. Раз мы смеемся, значит, мы узнаем в этом что-то знакомое? Значит, правда?

Да… Странные, однако, бывают истории…  А положа руку на сердце, такие уж они и странные? Ну! Дарданеллы!..

Благодарю за прекрасный вечер, который позволит не только улыбнуться, но и задуматься Московский театр русской драмы под руководством М. Щепенко, mosblog и pamsik.

Ознакомиться с репертуаром и афишей театра можно на сайте театра, а так же в группах в Facebook и ВКонтакте

театр, Москва, новости, анонс

Previous post Next post
Up