Небольшое здание комсомольского отдела полиции забито ворами. Задержанных церковных крадунов рассадили по разным углам. В какой кабинет ни загляни - отовсюду на тебя смотрит бандитская рожа.
В ночь с 14 на 15 ноября оперативники уголовного розыска УМВД по Ивановской области «приняли» сразу четырех профессиональных бандитов, промышляющих в сфере краж антикварных ценностей.
Четверка охотников за церковными древностями облюбовала единственный действующий в поселке Писцово храм. Темной и поздней ночью негодники кусанули замок клещами и пробрались внутрь совсем неохраняемого культового сооружения.
За тем, как потрошат церковь бандиты наблюдали сотрудники уголовного розыска и отряда полиции особого назначения. Убедившись в нехороших намерениях забравшихся в храм граждан, хлопнули без труда всех четверых, что называется, с поличным. К моменту появления спецназа воры приготовили к выносу из церкви два десятка дорогостоящих древних икон.
Основной в группе церковных воров похож на мужика-крестьянина. Но не совсем... Уголовщинкой от него прет неудержимо. Судимый уже раз шесть или семь уроженец Вологды, свой первый срок он получил еще в семидесятых годах. Говорит, что в начале был простым коллекционером - собирал старинные иконы и, соответственно, знал им цену. В какой то момент на собственной иконной коллекции вологодский мужик поставил крест и принялся пополнять чужие собрания краденными из церквей «досками».
- Значит ты специалист иконокрадческого дела, констатировал я и получил резонное возражение от задержанного.
- Какой же я специалист, если все время попадаюсь.
Действительно, освободился экс-коллекционер, а ныне вор из мест лишения свободы всего лишь месяц назад. Сказал мне, что о ценных писцовских иконах узнал в тюрьме от сокамерника.
- Рассказал мне он, что есть там одна ценная, но я её не нашел.
- Так значит ты профессиональный вор, впечатлившись криминальной биографией задержанного резюмировал я.
- Нет... Вор, это звание авторитета криминального мира. Его заслужить надо. А я крадун...
Этот неформальный лидер воровской шайки, на самом деле, по настоящему интересный персонаж. Судьба этого человека - сидеть в тюрьме. Очередной уход в места лишения свободы всего лишь после тридцати дней, проведенных на свободе, трагедией для него не является. Нахождение за пределами обнесённой колючей проволокой зоны для него временное недоразумение. Этот человек ничего не боится, не о чем не просит и не во что не верит. И он... по своему честен. Выгораживая своих подельников, рассказывает во всех деталях о собственных криминальных действиях. Присмотрел объект, взломал дверь, собрал все ценное для того, чтобы похитить и потом продать... Всё как на духу.
Еще один бандит, уроженец Вичуги, уже совсем не молод. Ему 56 лет и значительная часть прожитого проведена в местах лишения свободы. На правой стороне его нечистого лица следы запекшейся крови. Повздорил, видать, с омоновцами при задержании.
- Если рожа на побита, не похож ты на бандита - шучу я, пытаясь расположить собеседника к разговору.
- Как зовут то тебя, бандит?
Вичужанин Александр, как оказалось, полон надежд на скорейшее освобождение. В церковь он не заходил и был задержан на улице. Свою причастность к краже икон, конечно, отрицает.
Два оставшихся участника преступной группы уроженцы Вичуги и Костромы.
- 158, 161, 318, 319, 336, 371, 375, 325, выпалил в ответ на простой вопрос о криминальном прошлом серией трехзначных чисел довольно молодой парень, тоже житель Вичуги.
- Мимо я шел. Гляжу дверь открыта в церкви. Я и зашел туда - не усложняя ситуацию хитроумными легендами пояснил своё присутствие в храме этот бандит.
Документировали деятельность воровской иконной команды всем комсомольским РОВД и силами областного управления уголовного розыска.
- Как эти клещи то правильно называются, заполняющий протокол майор полиции с надеждой посмотрел на окружающих. Речь шла о полутораметровых ножницах, найденных сотрудниками на месте совершения преступления. Этим инструментом воры перекусили дужку навесного амбарного замка как тонкую проволочку.
- Ножницы по металлу, предположил я - но надо спросить у специалиста.
- Михаил (Главвора было видно в открытую дверь. Он сидел в соседнем кабинете), а как твои ножницы, которыми ты замок резал, называются?
- Болторез, охотно посодействовал следствию профессионал воровского промысла.
Через два дня после задержания четверых задержанных арестовали и направили в следственный изолятор в полном составе. Суд согласился с аргументами полицейского следствия, свидетельствующими о причастности всех четверых к проникновению в храм. Иконы полицейские вернули храму...