История любви Софьи Шамардиной и Владимира Маяковского

Jun 28, 2019 10:32


Наверное, она была не первой, эта любовь. Но самой первой на пути к бессмертию - точно.

История начинается просто. Одна хорошая провинциальная девочка, умница и красавица, родительская отрада, в 1913 году едет из Минска в Петербург учиться на Бестужевских курсах.

Во-первых, она действительно умница - минская гимназия с отличием, прилежание - выше всяких похвал. Во-вторых, есть хорошие знакомые - отец, мелкий минский чиновник, откуда-то хорошо знает Корнея Ивановича Чуковского, а Корней Иванович чудесно относится к маленькой Софье. Может быть, он даже слегка влюблен в нее - даром что Соня совсем еще ребенок.

Ну, это она для Чуковского ребенок (ему тридцать один, ей семнадцать), а для самой себя она - совершенно взрослая. Еще бы - в семнадцать.

И вот она, Софья Шамардина, маленькая минчанка необыкновенной красоты, в Петербурге.



Софья Шамардина



Как всегда, фото - ничего не передают. Говорят, мимо Софьи невозможно было пройти, не остановившись. Даже женщины не могли сдержать восторженных возгласов, хотя иным это очень хотелось. Соня Шамардина была необыкновенно красива: глаза, рот, руки. Низкий грудной голос потрясающего тембра. Тепло, исходящее от глаз. Нежность, сквозящая в движениях.

Кто первый влюбился в нее - Маяковский или Северянин?

Наверное, Северянин, потому что это у него в стихах Соня Шамардина   прекрасная дама, Муза, возлюбленная, героиня.

Люби меня, как хочется любить,

Не мысля, не страшась, не рассуждая.

Будь мной, и мне позволь тобою быть.

Теперь зима. Но слышишь поступь мая?

Мелодию сирени? Краски птиц?

Люби меня, натуры не ломая!

Бери меня! Клони скорее ниц!

Это - обращаясь к ней. А вот - обращаясь к Маяковскому:

И, наконец, ты помнишь Сонку,

Почти мою, совсем твою,

Такую шалую девчонку,

Такую нежную змею?..

Но она не помнила о Северянине. Она помнила только о Маяковском.



Владимир Маяковский

«Маяковского увидела и услышала первый раз осенью 1913 года в Петербурге в Медицинском институте. Лекцию о футуристах читал К. Чуковский, который и взял меня с собой в институт, чтоб показать живых, настоящих футуристов. Маяковского я уже знала по нескольким стихотворениям, и он уже был «мой» поэт. Читала и «Пощечину общественному вкусу».

После Корнея Ивановича вышел на эстраду Маяковский - в желтой кофте, с нагловатым, как мне показалось, лицом - и стал читать. Никого больше не помню, хотя, наверно, были и Бурлюки, и Крученых.

После лекции К. И. познакомил меня с Маяковским. Я с радостью согласилась в изменение нашего с К. И. плана о поездке после лекции в Гельсингфорс - ехать в «Бродячую собаку», так как туда же вместе с Чуковским направлялся и Маяковский.

Мы приехали в «Собаку» часов в 12. Маяковский сначала ушел от нас, но скоро подсел к нашему столу рядом со мной. Я сидела между ним и Чуковским, счастливая и гордая вниманием поэта.

За нашим столом сидели сатириконцы (Радаков, еще кто-то), на которых тщетно пытался обратить мое внимание Корней Иванович. Мне уж никто не был нужен, никто не интересен. Мы пили вдвоем какое-то вино, и Маяковский читал мне стихи. О чем мы говорили - я не помню. Помню только, что К. И. не раз взывал ко мне: «пора домой», «Сонечка, не пейте», «Сонка, я вижу, что поэт оттеснил бедного критика» и т. п.

Только когда у К. И. началась мигрень, мы вышли на темную, пустую Михайловскую площадь. Маяковский, Корней Иванович и я.

Корней Иванович ворчал, недовольный тем, что мы так долго сидели в «Бродячей собаке», что у него болит голова, а надо отвозить меня.



Корней Чуковский

«Я ее провожу», - сказал Маяковский. Корней Иванович заколебался. Провожатый казался ему не очень надежным. Но сама провожаемая совсем не протестовала. Мигрень у К.И. была сильная, и она решила вопрос. Он очень торжественно и значительно поцеловал меня в лоб и сказал:

«Помните, я знаю ее папу и маму».

Я жила на какой-то линии Васильевского острова, недалеко от Бестужевских курсов, на которых довольно старательно училась до встречи с Маяковским.

Корней Иванович ушел, и мы остались с Маяковским одни.

Куда идти? Мост разведен. На Невском взяли извозчика. Едем. Темно, сыро. Пустынно. Где-то слышен пронзительный женский смех, крики. Стало немножко не по себе. Молчу. Уже немножко жалею, что нет Корнея Ивановича. Молчит и Маяковский.

Неожиданно «агрессивное» поведение Маяковского заставило меня яростно застучать в спину извозчика и почти на ходу выпрыгнуть из пролетки в темноту Невского. «Сонка, простите. Садитесь - я же должен вас проводить. Больше не буду». Едем. А мост разведен.

«Едем к Хлебникову - хотите?» - «Но ведь он спит».

Маяковский уверяет, что это ничего. Приехали, разбудили. Поставили в стакан увезенные из «Собаки» какие-то белые цветы. Заставили Хлебникова читать стихи. Он покорно и долго читал. Помню его тихое лицо. Какую-то очень ясную улыбку. Я сидела за спиной Маяковского на диване. Спать не хотелось. Маяковский говорил о Хлебникове, о том, какой это настоящий поэт. О своей любви к нему.

Было уже совсем светло, когда мы, кажется, задремали, а часов в 10 утра - очень голодные, так как у Хлебникова ничего не было и ни у меня, ни у Маяковского не было денег, - мы пошли завтракать к Бурлюкам, Давиду и Владимиру. Кто-то из них мне показался очень белоподкладочным студентом. Кажется, Владимир. И не понравился.

Очень смутно помню квартиру, где жили Бурлюки, - какая-то холодноватость в доме. Маяковский с пристрастием допытывался, нравятся ли мне Бурлюки. Пили чай, что-то ели и расстались днем, чтоб встретиться вечером…

С этого дня на лекции почти не ходила - некогда. Только для очистки совести сдала два зачета - латынь и французский язык. Юридические дисциплины так и не двинулись с места».



Софья Шамардина

Да, учеба полетела в тартарары. Скромная провинциалка стремительно превращалась в богемную даму-вамп. Она была молода, он был молод, они были молоды, любовь, творчество, свобода - что еще?

Соня - богиня: в футуристической компании ее боготворят все. Едут вместе в Крым - Соню выводят на сцену, поклоняются ей и публично. На афишах написано: Софья Шамардина, Эсклармонда, первая в мире актриса-футурист.

Это была такая любовь - как в школе, когда на скамейках вырезают «Соня плюс Володя равно любовь», не боясь уже, что прочитает учительница. Когда они надолго расставались, при встрече все не могли оторваться друг от друга - стояли на вокзале посреди толпы, смотрели в глаза, без конца гладили руки, плечи, лица…



Владимир Маяковский

«Высокий, сильный, уверенный, красивый. Еще по-юношески немного угловатые плечи, а в плечах косая сажень. Характерное движение плеч с перекосом - одно плечо вдруг подымется выше и тогда, правда, - косая сажень.

Большой, мужественный рот с почти постоянной папиросой, передвигаемой то в один, то в другой уголок рта. Редко - короткий смешок его. Особенно когда он - чуть нагловатый, со спокойным презрением к ждущей скандалов уличной буржуазной аудитории - читал свои стихи: «А все-таки», «А вы могли бы?», «Любовь», «Я сошью себе черные штаны из бархата голоса моего»…

Красивый был. Иногда спрашивал: «Красивый я, правда?»

Его желтая, такого теплого цвета кофта. И другая - черные и желтые полосы. Блестящие сзади брюки, с бахромой. Цилиндр. Руки в карманах. «Я в этой кофте похож на зебру» - это про полосатую кофту - перед зеркалом. «Нет, на спичечную коробку», - дразнила.

Он любил свой голос, и часто, когда читал для себя, чувствовалось, что слушает себя и доволен: «Правда, голос хороший?.. Я сошью себе черные штаны из бархата голоса моего»… Льется глубокий, выразительный, его особого, маяковского тембра голос.

Вот он ходит из угла в угол и уже не старые свои строчки читает, а наговаривает в своих, таких особенных интонациях, - новое. И уже не голос свой слушает, а смысл и строй стиха. Вот сказал так - прошел по комнате, повторил. Вот переставил слово. Вот заменил другим. И долго выхаживает каждую строчку. И я уже забыта, сижу в уголке не шевелясь.

Я не помню ни дат, ни последовательности наших встреч. Ведь не думаешь в 18 -19 лет, что когда-то будешь вспоминать то, что было.

Помню, как хозяйка квартиры, в которой я снимала комнатенку на Васильевском острове, предложила мне найти другую комнату. От нее не скрылось то, что иногда очень поздно мы приходили вдвоем, стараясь не шуметь, а утром я таскала к себе в комнату воду в графине, чтобы умыться Маяковскому, не показываясь на глаза хозяйке. Как он ходил на цыпочках, с шумом натыкаясь то на стол, то на стул, - и конспирация не удавалась».



Софья Шамардина

«Облако в штанах» помните? Посвящено - ей, Сонке Шамардиной, первой большой любви набирающего силу поэта.

И как всякая первая большая любовь - эта закончилась драмой. Сонка забеременела - и Чуковский (может, он все-таки был влюблен?), всплеснув руками, воскликнул:

«Как? Вы собираетесь рожать от сифилитика?!»

Она сделала аборт. Маяковский стал ей неприятен. А потом появилась Лиля.



Первая совместная фотография Маяковского и Лили Брик, которую поэт считал своим талисманом

Сонка уехала в Минск, домой - золотая и шумная юность облетала осенней листвой. Здесь пришлось начинать все заново, но у Сонки была красота и удивительный голос. Она бросается в политику - даром что на Бестужевских курсах не слушала юридических дисциплин.

«Моя Сонка - депутат горсовета!» - хохочет Маяковский, когда кто-то, вернувшись из Минска, рассказывает о Сонкиной политической карьере.

Но она знала, что делает - или чувствовала, что именно так и надо. Совсем скоро Сонка выходит замуж - и ее муж, Язэп Адамович, не просто так себе, а председатель Совнаркома БССР. Софья Шамардина становится Софьей Адамович, первой леди молодой советской республики.

Когда Маяковский приедет в Минск, его, конечно же, примут в доме руководителя страны.

«Ну, и как мне тебя называть при муже?» - смущенно спросит он у хозяйки. «Называй, как хочешь» - улыбнется Сонка. «Одета ты как-то… Как Крупская… Приодеть бы тебя…» - бросит Маяковский. «Плохи мои дела… Раньше ты хотел раздеть меня, а теперь - одеть…»



Владимир Маяковский

В 1928 Сонка снова приедет в Москву - мужа переведут в столицу заведовать сахарным трестом. Она снова рядом с Маяковским - уже на правах надежного друга. Когда Маяковский готовит последнюю свою, как окажется - предсмертную, выставку «Двадцать лет работы», ту самую выставку, которая, собственно, и убьет его - никто ни из партийного руководства, ни из поэтической элиты не придет ни в один из дней ее работы.

Сонка сама клеит плакаты, развешивает картины, вырезает аршинные буквы, моет пол… Вернее друга у Маяковского, наверное, не было - но нужны ли нам друзья, которых мы когда-то так красиво и нежно любили…



Софья Шамардина

Маяковский застрелится в тридцатом. Муж Сонки - в тридцать седьмом: предчувствуя скорый арест и пытки, он пустит себе пулю в висок в экспрессе Москва-Владивосток. Сонка будет арестована тогда же, в тридцать седьмом. Семнадцать лет лагерей и поселения. А потом - Минск. Уже тихий и безопасный.

Но такой пустой…

Софья Шамардина умерла в 1980. От нее остались фотографии - и небольшие «Футуристическая юность», напечатанные в сборнике воспоминаний о Маяковском в 1993 году.

А еще - Минск, город, в котором все началось - и все закончилось. Город,в котором ее все еще помнят.

Автор: Анна Северинец

Источник

Невыдуманные истории, Любовь не из учебника, ЖЗЛ, Отношения, Любовь

Previous post Next post
Up