Мученица Ирина Аквилейская

Apr 29, 2019 17:20

Всех Ирин поздравляю с именинами.
29 апреля - Ирина Аквилейская. В народе этот день так же называют Ирина-урви берега, Рассадница, Ирина-заиграй овражки.

Святая мученица Ирина вместе с сестрами, мученицами Хнонией и Агапией за праведную жизнь и помощь верующим, была поймана и подвергнута жесточайшим мучениям и пыткам.
Когда воины повели Ирину в блудилище на поругание, их догнали два светлых воина и передали приказ. Военачальник Сисиний велел срочно отвести пленницу на вершину горы и бросить там, после срочно вернуться к военачальнику и доложить об исполнении.
Воины так и сделали. Когда они доложили Сисинию, тот разгневался, велел наказать своих воинов, так как никаких приказов не отдавал. Светлые воины - Ангелы Божии, спасли мученицу Ирину от насилия.



"Святые мученицы Агапия, Ирина и Хиония были родными сестрами и жили в конце III - начале IV века вблизи итальянского города Аквилеи. Они остались сиротами в юном возрасте. Девушки вели благочестивую христианскую жизнь и отклоняли домогательства многочисленных женихов. Их духовным руководителем был священник Зинон. Ему было открыто в сонном видении, что в ближайшее время он скончается, а святых дев возьмут на мучение. Такое же откровение было и находившейся в Аквилее великомученице Анастасии, которую называли Узорешительницей за то, что она безбоязненно посещала находившихся в тюрьмах христиан, ободряла их и помогала им. Великомученица Анастасия поспешила к сестрам и убеждала их мужественно постоять за Христа. Вскоре предсказанное в видении исполнилось. Священник Зинон скончался, а три девы были схвачены и направлены на суд к императору Диоклетиану.

Увидев юных прекрасных сестер, император предложил им отречься от Христа и обещал найти знатных женихов из своей свиты. Но святые сестры отвечали, что имеют одного Небесного Жениха - Христа, за веру в Которого готовы пострадать. Император убеждал их отречься от Христа, но ни старшие сестры, ни самая младшая из них не соглашались. Они называли языческих богов идолами, сделанными человеческими руками, и проповедовали веру в Истинного Бога.

По повелению Диоклетиана, направившегося в Македонию, туда были отвезены и святые сестры. Их отдали на суд правителю Дулкицию.

Когда он увидел красоту святых мучениц, то воспылал нечистой страстью. Он взял сестер под стражу и передал им, что они получат свободу, если согласятся исполнить его желание. Но святые мученицы ответили, что они готовы умереть за своего Небесного Жениха - Христа. Тогда Дулкиций решил тайно ночью овладеть ими насильно. Когда святые сестры встали ночью на молитву и славословили Господа, Дулкиций подкрался к двери и хотел войти. Невидимая сила поразила его, он потерял рассудок и кинулся прочь. Не находя выхода, мучитель по дороге попал в поварню, где стояли чугуны, сковороды и котлы, и весь перепачкался в саже. Слуги и воины с трудом узнали его. Когда он увидел себя. в зеркале, то подумал, что святые мученицы околдовали его, и решил им отомстить.

На суде Дулкиций велел обнажить перед ним святых мучениц. Но воины, как ни старались, не могли этого сделать: одежды как бы приросли к телам святых дев. Во время суда Дулкиций внезапно заснул, и никто не мог разбудить его. Но только его внесли в дом, он тотчас проснулся.

Когда обо всем происшедшем донесли императору Диоклетиану, он разгневался на Дулкиция и передал святых дев судье Сисинию. Тот начал свой допрос с младшей сестры Ирины. Убедившись в ее непреклонности, он отправил ее в темницу и попытался принудить к отречению святых Хионию и Агапию. Но и их невозможно было склонить к отречению от Христа, и Сисиний приказал сжечь святых Агапию и Хионию. Сестры, услышав приговор, возблагодарили Господа за мученические венцы. В огне Агапия и Хиония отошли ко Господу с молитвой.

Когда огонь погас, все увидели, что тела мучениц и их одежда не опалены огнем, а лица прекрасны и спокойны, как у людей, уснувших тихим сном. На другой день Сисиний приказал привести на суд святую Ирину. Он пугал ее участью старших сестер и уговаривал отречься от Христа, а потом стал угрожать отдать ее на поругание в блудилище. Но святая мученица отвечала: «Пусть мое тело будет отдано на насильственное поругание, но душа моя не осквернится отречением от Христа».

Когда воины Сисиния повели святую Ирину в блудилище, их нагнали два светлых воина и сказали: «Ваш господин Сисиний повелевает вам привести девицу на высокую гору и оставить там, а затем придти к нему и доложить о выполнении приказа». Воины так и поступили. Когда они доложили об этом Сисинию, тот пришел в ярость, так как не давал такого распоряжения. Светлые воины были Ангелы Божии, спасшие святую мученицу от поругания. Сисиний с отрядом воинов направился к горе и увидел на ее вершине святую Ирину. Долго искал он дорогу к вершине, но так и не смог найти. Тогда один из воинов ранил святую Ирину стрелой из лука. Мученица крикнула Сисинию: «Я смеюсь над твоей бессильной злобой и чистой, неоскверненной отхожу ко Господу моему Иисусу Христу». Возблагодарив Господа, она легла на землю и предала дух свой Богу за день до Святой Пасхи.

Великомученица Анастасия узнала о кончине святых сестер и с честью погребла их тела.

С пришествием и явлением Владыки и Спасителя нашего Иисуса Христа насколько большей, чем прежде, стала благодать, настолько большей и победа святых. Ведь вместо врагов видимых побеждаются враги невидимые: незримую природу бесов предают огню чистые и честные жены, исполненные Святого Духа. Три таких жены, украшенные добродетелями, происходили из города Фессалоники, который всемудрый Павел прославляет за веру и любовь: “Во всяком месте прошла слава о вере вашей в Бога”, и в другом месте - за братолюбие: “Нет нужды писать к вам, ибо вы сами научены Богом любить друг друга”. Когда началось Максимианово гонение, они из любви к Богу, послушавшись Евангельских заповедей, оставляют свой род, богатство и отечество, совершив дело, достойное праотца Авраама; убегают в ожидании небесных благ от преследователей и достигают некой высокой горы. Там они проводили время в молитвах, телом оставаясь на горе, а душою живя на небесах.

На этом месте их схватили и привели к гонителю. Благодаря этому они получили нетленный венец, ибо до самой смерти возлюбили Владыку и до конца последовали Его заповедям. Одна из них, хранившая чистоту и свет крещения по слову пророка: “Омыеши мя, и паче снега убелюся”, именовалась Хионией, то есть Снежной. Другая, имевшая дар мира от Спасителя и Бога нашего и являвшая его всем по святому речению: “Мир Мой даю вам”, называлась Ириной, то есть Миром. А та, которая стяжала совершенство в увещевании и обладала любовью от всего сердца к Богу и к ближнему, как к самому себе, ибо святой апостол говорит: “Цель же увещания есть любовь, звалась в соответствии с этим Агапией,то есть Любовью.

Всех этих трех жен, приведенных к нему и не пожелавших принести жертвы, правитель приговорил к сожжению - это случилось, чтобы через привременный огонь они победили послушного правителю диавола и все его воинство поднебесных бесов, получили чистый венец славы и вместе с ангелами стали вечно славить Даровавшего им Свою милость Бога. А записи случившегося с ними приведены ниже.

Когда правитель Дулкитий сел на трибунале, комментарисий Артемисий сказал:
- Если прикажешь, то я прочту, какое известие о представших [перед судом] послал местный стационарийТвоему Счастью.
- Прочти, - сказал правитель Дулкитий.
И по порядку было прочитано:
- Тебе, мой владыка, Кассандр бенефициарий. Знай, господин, что Агафон, Ирина, Агапия, Хиония, Кассия, Филиппа и Евтихия не захотели вкусить от священных жертв - их я и препровождаю к Твоему Счастью.

Правитель сказал им:
- Что это за безумие? Почему вы не подчиняетесь эдикту наших боголюбивейших императоров и цезарей?
И он сказал Агафону:
- Почему, приступив к святыням, как и благочестивые, ты не вкусил от них?
Агафон: Потому что я христианин.
Правитель Дулкитий: Ты и по сей день остаешься им?
Агафон: Да.
Дулкитий: Что ты скажешь, Агапия?
Агапия: Я верую в Бога Живого и не хочу погубить свою совесть.
Правитель Дулкитий: Что ты скажешь, Ирина? Почему ты не подчинилась указу наших владык императоров и цезарей?

Ирина: Из-за страха Божьего.
Правитель: Что ты скажешь, Хиония?
Хиония: Я верую в Бога Живого и не сделаю этого.
Правитель: Что ты скажешь, Кассия?
Кассия: Я желаю спасти свою душу.
Правитель: Желаешь приобщиться святынь?
Кассия: Не желаю.
Правитель: Что ты скажешь, Филиппа?
Филиппа: Я скажу то же самое.
Правитель: Что значит “то же самое”?
Филиппа: Я желаю лучше умереть, чем вкусить.
Правитель: Что ты скажешь, Евтихия?
Евтихия: Скажу то же самое: желаю лучше умереть.
Правитель: У тебя есть муж?
Евтихия: Он скончался.
Правитель: Когда он скончался?

Евтихия: Около семи месяцев назад.
Правитель: От кого ты беременна?
Евтихия: От мужа, которого дал мне Бог.
Правитель: Как же ты беременна [от него], когда говоришь, что твой муж умер?
Евтихия: Воли Вседержителя никто не может знать.
Правитель: Я прошу Евтихию оставить свое безумие и обратиться к здравому смыслу. Что ты скажешь: подчинишься ли императорскому указу?
Евтихия: Не подчинюсь: я христианка, раба Бога Вседержителя.
Правитель: Евтихию, поскольку она беременна, пусть держат пока в тюрьме.

И продолжил: Что ты скажешь, Агапия: сделаешь ли все то, что делаем мы, благочестивые, по отношению к нашим владыкам императорам и цезарям?
Агапия: Да не будет хорошо сатане: не увлечет он мой рассудок. Наш рассудок непобедим.
Правитель: Что ты скажешь, Хиония? Хиония: Наш разум никто не может совратить.
Правитель: Нет ли у вас, нечестивых христиан, каких-либо писаний, пергаменов или книг?
Хиония: Нет, господин, ведь все изъяли нынешние самодержцы.
Правитель: Кто вложил в вас такие мысли?
Хиония: Бог Вседержитель.
Правитель: Кто посоветовал вам обратиться к таким безумным мыслям?
Хиония: Бог Вседержитель и Его Единородный Сын, Господь наш Иисус Христос.

Правитель Дулкитий: Совершенно ясно, что все должны подчиняться нашим благочестивым владыкам императорам и цезарям. Когда было обнародовано предписание и изданы соответствующие эдикты, вы, еще без всякой угрозы, презрели повеление наших благочестивейших императоров и цезарей и остались в нечестивой христианской вере. Поскольку вы уже долгое время придерживаетесь некоего безумия, а также еще и сегодня, принуждаемые военачальниками и правителями, не желаете отречься и письменно подтвердить выполнение приказания, то поэтому вы получите достойное наказание.

И он записал на бумаге и огласил приговор:

- Агапию и Хионию, поскольку они нечестиво мудрствовали против божественного постановления наших владык августов и цезарей, все еще почитая пустую, дурную и ненавистную всем богобоязненным христианскую веру, я приказал предать огню.

И продолжил:
- Агафон, Ирина, Кассия, Филиппа и Евтихия ввиду их молодости пусть будут брошены пока в тюрьму.
А после кончины святейших [жен] от огня, на следующий день, когда снова привели святую Ирину, правитель Дулкитий сказал ей:
- То, что ты безумна, это ясно, раз ты хотела даже по сей день сохранить столько пергаменов, книг, табличек, книжечек и страниц из писаний некогда живших нечестивых христиан. Когда их принесли, ты призналась, каждый раз, однако, говоря, что они не твои. Поскольку ты не устрашилась наказания своих сестер и не имеешь перед глазами страха смерти, необходимо применить к тебе пытки. Однако уместно уделить тебе немного человеколюбия: если ты захочешь теперь все же признать богов, то будешь свободна от всякой опасности и наказания. Что ты скажешь: исполнишь ли повеление наших императоров и цезарей, согласишься вкусить сегодня от священных даров и принести жертву богам?

Ирина: Нет, я не согласна сделать это, ибо Господь Бог, Сотворивший небо, землю, море и все, что в них, жестоко покарает вечным мучением преступивших Божье слово.
Правитель Дулкитий: Кто посоветовал тебе хранить эти пергамены и писания до сегодняшнего дня?
Ирина: Бог Вседержитель, Призвавший любить Его до самой смерти. Из-за этого я не отважилась выдать их, но предпочла, конечно, лучше остаться и претерпеть, что бы ни случилось с нами, чем отдать их.
Правитель: Кто знал, что они были в том доме, где ты жила?
Ирина: Никто другой не видел их, кроме Бога Вседержителя, Который все ведает, а так - никто. Своих домашних мы опасаемся больше врагов, как бы они не донесли на нас, а сами мы никому не говорили.
Правитель: В прошлом году, когда впервые был обнародован эдикт наших владык императоров и цезарей, где вы спрятались?
Ирина: Где Бог изволил - в горах. Видит Бог - под открытым небом.

Правитель: У кого вы были?
Ирина: Повсюду в горах под открытым небом.
Правитель: Кто давал вам хлеб?
Ирина: Бог, Подающий всем.
Правитель: Соглашался ли с вами ваш отец?
Ирина: Клянусь Богом Вседержителем - не соглашался и вообще даже не знал.
Правитель: Кто из соседей знал о вас?
Ирина: Спроси соседей и местных жителей, знал ли кто, где мы были.
Правитель: После вашего возвращения с гор, как ты говоришь, читали ли вы эти писания в чьем-либо присутствии?
Ирина: Они были в нашем доме, и мы не дерзали выносить их наружу. Поэтому мы и пребывали в великой печали, что не могли читать их ночью и днем, как делали всегда до того дня в прошлом году, когда и спрятали их.
Правитель Дулкитий: Твои сестры уже получили свой приговор. Поскольку ты виновна и в прежнем бегстве и в сокрытии этих книг и пергаменов, я прикажу не лишать тебя сразу жизни таким же образом. Но я прикажу агораномам этого города и чиновнику Зосиме поставить тебя голой в блудилище, взяв из дворца только один хлеб, с тем, чтобы агорономы не позволяли тебе удалиться оттуда.

Итак, когда были приведены агораномы и общественный раб Зосим, правитель сказал:

- Твердо знайте: если кто из отряда донесет мне, что она даже на самый короткий срок будет отпущена из того места, куда я приказал ее поставить, то тогда вы подпадете под тот же приговор. А писания, которые принесли в Ирининых тубусах и ларцах, пусть публично сожгут.

По приказу правителя назначенные для этого люди отвели ее в общественное блудилище. Но благодатью Святого Духа она сохранила и сберегла свою чистоту для Владыки всех Бога: никто не отважился подойти к ней и не попытался обойтись с ней дерзко, даже на словах.
Правитель Дулкитий призвал святейшую, сел на трибунале и сказал:
- Ты все еще пребываешь в прежнем безумии?
Ирина: Не в безумии, а в благочестии.
Правитель Дулкитий: Из прошлых твоих ответов четко выяснилось, что ты нечестиво не повиновалась императорскому эдикту. Теперь я вижу, что ты все еще [остаешься] в этом безумии - поэтому прими должное наказание.
Попросив бумагу, он записал такой приговор:
- Ирину, поскольку она не захотела подчиниться императорскому указу и принести жертву, оставаясь в некоем христианском вероучении, как и двух ее сестер, я повелел сжечь за это заживо.
После того, как правитель вынес такой приговор, воины взяли ее и отвели на некое высокое место, где пострадали прежде ее сестры. Они разожгли большой костер и велели ей взойти на него. Святая Ирина, славя Бога, с пением псалмов бросилась в костер и так скончалась в девятое консульство Диоклетиана августа и восьмое - Максимиана августа, в апрельские календы[16], в царство во веки Господа нашего Иисуса Христа, с Ним же Отцу слава со Святым Духом во веки веков, аминь."

(Елена Луковникова
Альманах “Альфа и Омега”, № 26, 2000)


Праздник, Религия, Православие, Церкви

Previous post Next post
Up