Могилевский железнодорожный вокзал и его история

Oct 09, 2017 10:01

Если вы путешествуете не на машине, то знакомство с любым городом практически всегда начинается с вокзала.
Вот и наше путешествие в Могилев началось именно с вокзала. А если учесть, что Могилев не Вена и вокзалов здесь только два, то один из них, железнодорожный, я вам сейчас и покажу.

На могилевский железнодорожный вокзал мы приехали утром в один из выходных дней. Неудобный "Штадлер" был полон пассажиров и скучать в поезде не пришлось. Народ активно общался, потому что сидя спать в этом поезде не могла даже молодежь. Но, не столь важно. Ехали и ехали. Слушали вначале компанию молодых людей, которая очень громко разговаривала и мешала нам смотреть кино. Только не подумайте, что в поезде показывали кино. Те удобные сидячие поезда с кино давно канули в лету. Наше кино было на планшете.
Потом мы слушали женщин, которые сели в Жлобине. Женщины разговаривали громче компании молодых людей. Они просто друг друга пытались перекричать. Поэтому, когда мы вышли в Могилеве на железнодорожном вокзале, вокзал показался нам тихим райским уголочком.
А кому там было шуметь? Народ быстренько выгрузился из вагонов и жвавенько умчался в сторону выхода в город.

1. Коллаж вокзала


Мы задержались на перроне, хотели посмотреть вокзал. Об увиденном рассказываем и показываем.
Вокзал не большой, чистый, красивый, аккуратный как снаружи, так и изнутри. Людей было мало. На улице было тепло. В вокзале совсем пусто.

Могилевский железнодорожный вокзал был построен в стиле неоклассицизм. Это было одноуровневое здание с коридорной системой планировки. Симметричную форму постройке придавали две пристройки в торцах. В центральной и боковых частях строения за строгие линии фасадов выступали ризалиты.

2. Вид на вокзал со стороны перрона.


Большие окна полуциркульной формы, пилястры и полуколонны были облицованы рельефной каменной кладкой. Во внешний объем здания вокзала входили три застекленных фонаря, размещенные над вестибюлем и пассажирскими залами. Вестибюль восьмигранной формы занимал центральное место в планировке постройки. В нем располагалось багажное отделение и билетные кассы. В стороны от холла расходились коридоры, ведущие к залам.

После Великой Отечественной войны здание вокзала было восстановлено и изменения претерпело не только главное здание, но и весь вокзальный комплекс.

3. Вид на вокзал с моста над путями


В 1956 году над путями возвели мост.
Новое здание билетных касс открылось в 1966 году.
В 1978 году модернизация коснулась железнодорожного полотна и платформ: их удлинили и пристроили новые.
В 1985 году багажное отделение было перенесено из холла главного корпуса в новое отдельное здание. В том же здании расположились и камеры хранения, комнаты отдыха и администрация вокзала.

4. Вид на пути и вокзал с моста над путями


В 2000-х годах вокзалу потребовался не только ремонт, но и реконструкция с учетом новых современных требований. Перед разработчиками архитектурного проекта встала непростая задача. Необходимо было создать не только современный комплекса, но и восстановить архитектурный памятник. Результатом той работы и стал современный вид могилевского железнодорожного вокзала.
Главному зданию вернули нарядную отделку и зенитные фонари.
Фасады багажного отделения и билетных касс облицевали стеклом, отражающим привокзальную площадь.
Капитальный ремонт коснулся платформ, перронов и освещения. Был облагорожен привокзальный сквер.

5. Станционный смотритель. Его любят пассажиры. Потереть руку смотрителю к хорошей дороге.


Немного истории.

Станция Могилев появилась в 1902 году.
Считается, что Могилев был основан в 1267, когда был заложен Могилевский замок. Но на самом деле у города, скорее всего, более древняя история. Пассажиров и грузы перевозили с помощью речного транспорта и повозок с лошадьми. Город нуждался в железной дороге.
И хотя губернатор Могилева и Городская Дума не обращались с заявлениями и просьбами о строительстве железнодорожного полотна от Могилева до Орши, но их просьбы не были услышаны. И только в начале XX века было принято решение о строительстве железной дороги в Могилеве.

6. Вид на вокзал со стороны города


В то время разрабатывался проект постройки участка Либаво-Роменской железной дороги от Витебска до Жлобина. В 1900 году Николай II подписал документ о создании железнодорожного участка, а в 1902 году появилась станция Могилев. Станция проектировалась как пассажирская, поэтому проектировалось строительство крупного вокзального здания с коридорной планировкой.

7. Билетные кассы были построены в 1966 году. В 2000-х были реконструированы


С открытием железной дороги магистрали Могилев стал быстро развиваться. Появились новые крупные предприятия.
Считается, что под звуки симфонической музыки первый поезд, следующий на участке Витебск-Жлобин, отправился с перрона станции 24 декабря 1902 года. Вокзал быстро стал популярным среди жителей Могилева и губернии. Но по карману поездки на поезде были далеко не всем. В те времена билет до Петербурга стоил от 11 до 20 рублей, а поездка на лошадях в 6 раз дешевле.

8. Вечер


Могилевский железнодорожный вокзал находился в трех верстах от города, на Днепровском проспекте. Чтобы добраться до станции, пассажиры пользовались услугами извозчиков. Чуть позднее появилась конка. В 1911 году в городе стала разъезжать пара таксомоторов, невиданные ранее. Одним из них владел Самуил Сагал - дед выдающегося живописца Марка Шагала.
На могилевском вокзале с 1914 по 1915 год военным санитаром служил лично поэт Сергей Есенин.

В начале Первой мировой войны Ставка Верховного главнокомандующего находилась в Барановичах. Это было небезопасно из-за близости к линии фронта. Император Николай II, взяв командование армией в свои руки, Ставку перенес в Могилев.

9. Идем на поезд


22 августа 1915 года на могилевский железнодорожный вокзал прибыл императорский поезд, для которого на станции соорудили тупик.
Поезд встречали 14 человек. Император поздоровался с встречающими и пригласил всех отобедать в личном составе. В летнюю пору года Могилев навещала супруга императора Александра Федоровна. Ее личный поезд останавливался рядом с поездом государя. В начале февральской революции Всероссийский император Николай II пребывал в Могилеве. По делам служебным он отправился в Петербург. Железнодорожный вокзал провожал императора Российской империи, а вновь встречал уже полковника Романова. 8 марта 1817 года город и провожающие в последний раз простились с уже отрекшимся от престола царем.
Скрывшись в поезде, бывший император отправился навстречу грядущей гибели.

10. Вокзал внутри


Сейчас в Могилеве нет ничего, что говорило бы об исторических фактах того времени.
Полтора года личный поезд государя находился на станции, а потом его перевезли в железнодорожный музей в Финляндии.

11. Тоже внутри. Очень чисто и малолюдно


Несмотря на более чем столетнюю историю существования, здание могилевского вокзала дошло до нас почти в своем первоначальном виде. Оно лишь претерпело несколько ремонтов, самый существенный из которых был после войны.

12. Неудобный Штадлер на Гомель.



Могилев, #могилев, Беларусь, #travels, mogilev, belarus, #беларусь, #mogilev, Вокзал, Путешествия, #belarus

Previous post Next post
Up