«Индустриальный город». Широко задуманный план городского поселка на 35 000 жителей уже в конфигурации территории (спускающейся террасообразными уступами) походит на родной город архитектора - Лион. По свидетельству Гарнье, проект в целом был сделан в 1901 г. детали - в 1904 г. При всей своей связанности в вопросах формы Гарнье предвосхищает здесь ряд задач, осуществленных новой архитектурой в течение следующих двух десятилетий. Жизнь подтвердила реальный характер картины, набросанной Гарнье, гак как речь идет не о быстро проносящихся видениях визионера, которые развеваются на другой день, как грезы кокаиниста, но об инженерно продуманных деталях. Такие результаты вытекают из точной постановки проблемы и детального изучения отдельных сторон вопроса. Гарнье исходит из: 1) свойств строительного материала, 2) организации города в целом. С самого начала он применяет бетон или железобетон, - материал, еще необычный тогда для постройки домов.
«Фундаменты и стены состоят из бетона; перекрытия, крыши и все главные части здания - почти исключительно из железобетона». Если дома в отдельности не могут освободиться от их кубической замкнутости, то в замысле их уже даны выводы, которые могут быть сделаны из особенностей этого материала. У этих домов нет карнизов, крыши превращены в террасы и уже применяется система разных уровней. Плоские крыши сами собой вытекают у Гарнье из его конструктивного плана К Легко повышенные бетонные лестницы ведут на крыши многоэтажных домов, частью уже террасообразные. Город сверху имеет вид единого целого благодаря горизонтальной поверхности его плоских крыш и террасообразным железным конструкциям фабрик и складов. В архитектурных целях Гарнье уже использует разницу уровней. Около школ расположены открытые и «крытые» лужайки, которые проходят под террасами, как газон под зданиями и секретариатом на проекте дворца Лиги наций Корбюзье. Благодаря этой разнице в уровнях возникают новые напряжения и взаимоотношения поверхностей, новые решения, которые сам Гарнье никогда не мог воплотить в действительность. Жилой дом, для которого всего труднее найти новые формулировки, и здесь остается связанным формами Классицизма. Конструктивная проработка отдельного дома происходит, однако, согласно принципиальным точкам зрения, которые только в наше время получили воплощение в действительности: спальня обращена на юг, дворы и дворики, т. е. пространства, обнесенные со всех сторон стенами и предназначенные для проникновения света и воздуха, исключены. Каждое помещение, каким бы маленьким оно ни было, должно освещаться и вентилироваться извне
Чем проще форма здания, «тем легче ее конструкция и, как следствие этого, тем незначительнее издержки по его постройке. Логическим следствием простоты средств является «большая простота выражения». Общественные здания «Индустриального города» обнаруживают большую разбросанность. Уже в первой половине XIX века блоки больничных и тюремных корпусов во Франции расположены подобно павильонам, при чем внутренние дворы отсутствуют.
В продолжение темы . . .
Фасад театра Падерборнская капелла