"Слово пацана" или Теория уличных группировок

Dec 04, 2023 05:24

Самый главный вопрос, на который нужно ответить: а почему вообще дети или подростки собираются в группировки? Либо нам придётся признаться в том, что 80% детей асоциальны, либо есть какой-то фактор, побуждающий их собираться в стаи. Мой небогатый опыт говорит о том, что причины может быть три. В первом случае группировка формируется с деструктивными целями, во втором - с конструктивными, в третьем - без явных целей или с мелкохулиганскими целями, "чисто по фану".
В первом случае есть зачинщик, как правило это сильный и хитрый асоциальный элемент. Фактически, в такой группировке выстраивается иерархия страха. Теми или иными манипуляциями лидер вовлекает в группировку новых членов, находит среди них помощников. Но, так как повестка группировки деструктивная, для удержания детей в ней (а, повторюсь, порядка 80% людей конструктивны) лидер применяет психологическое насилие, особенно страх. Подумайте сами, куда деваться ребёнку, который вынужден жить в одном районе с таким вот негодяем? Намного сложнее отказаться от вовлечения в уже состоявшуюся деструктивную группировку, так как группировка уже стала силой, намного большей, чем один лидер. Приближенные лидера боятся его, низовые члены группировки боятся группировки как таковой, потому что группировка сама превращается в силу. Иногда лидер приписывает себе связи с некой сторонней силой, например, криминалом. В запущенных случаях происходит повязывание членов группировки совместными преступлениями, в том числе тяжкими. Это отчуждает членов группировки от общества и ещё сильнее подчиняет их группировке и лидеру. Кстати, деструктивная группировка часто формируется под влиянием криминала. Какой-то бездельник находит старшеклассника, рассказывает ему про то, как "по жизни правильно двигаться", затем говорит, мол, надо достать такую-то сумму "на общее". На вопрос старшеклассника, где взять деньги, ему объясняют, как организовать младших, чтобы они обирали других младших.
Диаметрально противоположный случай - группировка формируется с целью защиты от деструктивных группировок или от других противозаконных посягательств. Повестка может быть разной, начиная от защиты от хулиганских нападений ребят с соседнего двора, и заканчивая противодействием распространению наркотиков. Это, де-факто, милиция. Детская милиция, возникающая там, где взрослые бездействуют. Вообще взрослые во многом виноваты в том, что происходит с их детьми. Нам с детства вбивали в головы, что драться вообще нехорошо. И что жаловаться тоже нехорошо. Даже когда мы наказывали обидчика, давали сдачи, нам говорили, что драться нехорошо. На мой взгляд, в этом большая ошибка. Общество так старательно убеждало нас в том, что драться вообще плохо, что драться готовы лишь те, кому на общество изначально было наплевать. Хорошо или плохо драться - зависит от ситуации. Сила нужна для того, чтобы бороться со злом. Поэтому драться в некоторых ситуациях хорошо. И драться нужно уметь. Это должны понимать люди, это должно понимать общество, только тогда можно построить нормальное правовое государство. Потому что права нужно защищать, в том числе силой. Хотя монополия на применение силы должна быть у государства, если государство не может или не хочет исполнять свои функции, значит их должно исполнять общество. Это и называется "милиция".
В случае же, когда никакой конкретной идеи над группировкой нет, её и разогнать проще. Здесь, где нет ни страха перед организатором, ни здорового мотива самозащиты, это обыкновенные мелки хулиганы, здесь вполне сработает обычная воспитательная работа и меры административного характера (штрафы для родителей и тому подобное). Дело в том, что члены этой группировки находятся в ней добровольно, тут уже ни о каком "молчании ягнят" дело не идёт. Хотя определенное покрывательство друг друга возможно, просто исходя из дружеских чувств.
Что со всем этим делать? Первое - понять, что среди детей тоже есть преступники и зачинщики (хотя иногда в преступную деятельность детей вовлекают взрослые). В основном это те самые лидеры и организаторы деструктивных группировок. Для Вас это может прозвучать дико, вам всем хочется, чтобы мамина сыночка оставалась маминой сыночкой, но увы, товарищ мама, пиписку с этого момента называем половым членом и начинаем лечить сифилис. Второе - понять, что дети тоже вынуждены защищаться. А иногда и молчать. Увы, это так: ребёнок в свои -надцать лет уже хлебнул лиха, опасностей и жестокости, и начал выживать в созданном при попустительстве взрослых жестоком мире.
Так как большинство людей, в том числе и детей, социально ответственные, хотя и неопытные люди, первое, что должны сделать взрослые, если они не могут предотвратить безобразия - они должны их возглавить. Это касается в первую очередь государства, полицию. Ответом на силовые акции может быть только сила. И те же конструктивные детские группировки вполне могут оказать помощь правоохранителям, потому что они сбиваются в стаи лишь с той целью, чтобы пресечь противоправные посягательства.
А лучший союзник деструктивных сил - это молчание. Для этого молчания вбрасываются разные ложные установки вроде того, что "ссучить" или "настучать" - плохо. Это тоже неправда. Это тоже зависит от ситуации. Иногда это не плохо, а очень даже хорошо. Злейший враг деструктивных группировок - это огласка. А конструктивные группировки огласки в принципе не боятся. Потому что не делают ничего плохого. Нужно сделать так, чтобы и полиция, и общество были в курсе, кто организатор каждой группировки, какие идеи и порядки в ней царят. И привлекать к ответу организаторов, если нужно. В том числе с видеофиксацией. Потому что члены деструктивной группировки всего лишь боятся своего лидера больше, чем общество и власти. Нужно разрушить этот страх. Прежде всего показав, что лидер сам боится. Либо просто изолировать этого самого лидера, отстранить его теми или иными способами от управления группировкой. Второй вариант - сделать так, чтобы члены группировок боялись общества больше, нежели лидеров, и сами давали им отпор. Мне этот вариант нравится меньше. Ну и конструктивные группировки в принципе должны поддерживаться обществом. Как в животном мире взрослые особи учат своих детенышей охотиться, так и взрослые члены общества должны учить юных наводить порядок. Если нужно, т.е. если ситуация перешла в слишком горячую фазу с применением оружия или опасного для жизни и здоровья насилия, если на тёмной стороне начинают участвовать взрослые - вмешиваться.
Союзников общество может найти не только в лице конструктивных группировок, но и в лице членов группировок деструктивных. На условиях анонимности многие из них запросто сдадут своих лидеров даже из идейных соображений. Потому что в большинстве своём люди конструктивны, и многие члены деструктивных группировок находятся там не совсем добровольно. Важно обеспечить анонимность и доверие. Ну и как показывает практика, там, где всё держится на страхе, при первой же опасности начинается сдача всего и вся. То есть даже те члены деструктивных группировок, которые не хотят сдавать лидеров добровольно, сдадут их при первой опасности.

После устранения деструктивных лидеров группировки подростков можно довольно легко помирить. На этом проблема будет решена. ИМХО.
Previous post
Up