Ursa Major отплыло 11 декабря из Санкт-Петербурга и направлялось во Владивосток, куда должно было прибыть 22 января. Судно затонуло в международных водах между Испанией и Алжиром после взрыва. Возможно, это диверсия или прямая атака в международных водах - от хохлов или англосаксов можно всего ожидать, см. историю с "Северным потоком".
Внимание, вопрос: почему судно, следующее по маршруту Петербург-Владивосток, направлялось по наиболее длинному и дорогому маршруту (проход через Суэцкий канал стоит конских денег, от $400 000 до $1 000 000 и выше), вместо того, чтобы двигаться в безопасных водах России по наиболее короткому маршруту?
Ответ: по СМП еще дороже.
- Обслуживать Северный морской путь сейчас невероятно дорого, да и нечем. Ни у России, ни у Китая нет достаточного количества ледоколов, которые могли бы обслужить морскую линию в зимний период, -
рассказал старший специалист по логистике компании Eastex Арман Гаспарян. - Проектные отправки нескольких сотен контейнеров из Архангельска в Китай по Северному морскому пути прошли успешно, но ставки фрахта были настолько высокими, что они в принципе лишают этот сервис экономической целесообразности. Перевозки грузов в рефконтейнерах по Севморпути обойдутся еще дороже - в районе $12 тыс.
- Главные проблемы, которые тормозят развитие Севморпути - отсутствие атомного флота, навигации и контейнеровозов высокой мощности, - считает эксперт. - Решить эти проблемы удастся не ранее, чем через 7-10 лет. Но развивать этот транспортный коридор необходимо, так как он гарантирует России максимальную логистическую независимость.
При этом финансирование проекта развития Севморпути в 2025-2030 годах оценивается в 946,2 млрд рублей, из них средства федерального бюджета - 212,4 млрд рублей. Ключевые направления: строительство ледокольного, вспомогательного и аварийно-спасательного флота, строительство портовой инфраструктуры и развитие каботажных перевозок по Севморпути.
Напомню также уже опубликованные ранее детали происшествия с Ursa Major:
Двое членов экипажа пропали без вести, остальных 14 человек удалось спасти службе спасения морских судов, их доставили в испанский город Картахена. Капитан в числе спасенных.
Накануне, когда Ursa Major шло на восток к Гибралтарскому проливу, на судне произошел взрыв в машинном отделении, после чего оно отклонилось от курса и начало крениться.
Капитан судна и спасенные члены экипажа заявили, что на момент аварии судно перевозило пустые контейнеры.
Однако за четыре дня до затопления пресс-служба «Оборонлогистики» рассказала об отправке Ursa Major на Дальний Восток с «большим проектным грузом в рамках реализации государственных задач по развитию портовой инфраструктуры и Северного морского пути». На судно погрузили портовые краны весом 380 т каждый, необходимые для расширения терминала во Владивостоке, и 45-тонные люковые крышки для новых ледоколов.
После крушения в Средиземном море российского сухогруза Ursa Major («Большая медведица») заведено уголовное дело о нарушении правил безопасности движения водного транспорта, повлекшем смерть более двух человек (ч. 3 ст. 263 УК), сообщило Западное межрегиональное следственное управление на транспорте СК России.
По данным ведомства, 23 декабря на судне «произошел инцидент, приведший к последующему его затоплению». В МИД России сообщали, что сухогруз затонул из-за взрыва в машинном отделении. По данным изданий Maritime Exeсutive, El Español и La Verdad, это случилось в международных водах между Испанией и Алжиром, когда судно шло к Гибралтарскому проливу.
Ursa Major - универсальный сухогруз, находился в эксплуатации у «дочки» российской оборонной компании «Оборонлогистика». Это было ее самое большое судно, позволяющее перевозить грузы весом до 1200 т. Длина судна - 142 м, ширина - 23 м, осадка - 7 м.
«Оборонлогистика» входит в структуру военно-строительного комплекса Минобороны России, занимается обеспечением потребностей военного ведомства по транспортировке, хранению и производству продукции военного и специального назначения.
---
Получается, денег на маршрут через СМП нет даже у военных. Что уж говорить про коммерсантов.
Я один полагаю, что в такой ситуации государству нужно компенсировать часть затрат перевозчикам до уровня, который сделает СМП выгодным? Ну и параллельно, конечно, нужно энергично развивать портовую инфраструктуру по всему маршруту - без этого ничего работать не будет.