Читаю Лю Цысиня. Как утверждает Википедия и западные СМИ, это самый знаменитый, самый талантливый и самый популярный писатель Китая.
Что ж, если это так, то мои искренние соболезнования гражданам китайцам - более отстойного, тупого и вздорного чтива я еще не видел. Ну, может какой-нибудь графоман Гришковец хуже, но это не точно.
Есть такое понятие - «испанский стыд». Это когда стыдно за других. Мне очень стыдно за АСТ, ЭКСМО и зарубежные издательства, а также за престижные литературные премии в области фантастики: «Хьюго», «Небьюлу», «Локус», «Прометей» и другие.
Это не просто плохой роман - это роман, где плохо сделано вообще все, от сюжета до стилистики и мотивации героев, где все вторично или третично, все ходы и приемчики тысячу раз использовались множеством авторов так часто, что стали обрыдлой банальностью.
А еще эту книжку обозвали научной фантастикой - при том, что наукой там и не пахнет.
Да даже название книги вызывает недоумение, ведь в романе под названием «Задача трёх тел» инопланетяне пытаются рассчитать траектории четырех тел: там у них три солнца и планета.
То есть автор умудрился облажаться даже с заглавием.
Жуткий стиль у автора - герои, даже главные, тупые манекены, разговаривают все односложно и тупо, эмоции не описываются никак. «Товарищ Ян сказал это, а гражданка Е ответила вот это». А сколько пафоса и картонных поз - как будто батальонному писарю велели переписать Устав караульной службы для постановки в гарнизонном театре.
Ну а идеологическая составляющая отработана автором полностью - все социалисты и почти все китайцы там гнусные ублюдки, а все, что приходит с Запада, включая моду, книги и людей - идеально.
Напомню, что написана эта пошлятина была в 2006 году, Китай только-только начинал вставать во весь рост в мировой экономике.
Роман не был замечен читателями и критиками несколько лет, пока за его раскрутку не взялись на Западе.
И понятно, почему - Запад и его представители в книге идеальны, а те, кто противостоит Западу - отбросы и негодяи.
Даже модную экологическую повесточку автор умудрился впихнуть - там у него во Внутренней Монголии стройбат вырубил лиственницы и кедры.
Просто образцовое, напыщенное и пафосное гнилье, которое и поныне энергично продвигают в наших магазинах за 1000-1200 рублей.
Впрочем, главное, конечно - это содержательная часть, а с этим все плохо. Инопланетяне, которые могут все, почему-то осваивают не соседние звездные системы, а ждут послания от землян и потом решают захватить нашу именно несчастную планету - других ведь нет во Вселенной, верно? А эти протоны с ИИ, которые умеют в вакууме сами разгоняться и тормозить - ну, тут все ясно с техническим образованием как бы научного фантаста.
«Долетев, умный протон развивает подрывную деятельность. Вначале он проникает в ускорители частиц и портит атомщикам все опыты. От этого ведущие физики по всему миру начинают сходить с ума и выпрыгивать из окон с криком «физика не работает, мне незачем больше жить» (не шучу). Сатанинский протон также поддает жару астрономам, заставляя реликтовое излучение мерцать азбукой Морзе; но этот его план терпит крах, потому что астрономы при виде такого чуда просто пожимают плечами (не шучу) и идут пить чай, ну типа, реликтовый фон мерцает, ну и пускай его, у нас обеденный перерыв. В приступе бешенства протон начинает писать выжившим физикам прямо на сетчатке глаза буковки: ВЫ ЖАЛКИЕ ЧЕРВЯКИ АХХА ХА ХАХА (не шучу).
В качестве вишенок на торте идут детективные сцены, где, например, захваченную у террористов бомбу взвешивают безменом, чтобы выяснить, не атомная ли она, а патрульный мент Вася приглашен в мировые советы по спасению Земли, но рядом с могучим потоком идиотии основного сюжета это все практически уже и неважно.
По прочтении не дает покоя единственный вопрос - бессчетные тысячи читателей, оставившие отзывы «Боже, до чего умная и глубокая книга, ставлю10/10», кто они? Они люди вообще?»
В общем, это самая глупая, самая отвратительно написанная и самая переоцененная научная фантастика, которую я когда либо читал. И если за это дают престижные мировые премии, значит деградация в фантастике достигла своего закономерного финала - и снова, кстати, по политическим причинам. Не будь в книге апологетики Запада, хрен бы кто заметил это школьное сочинение.
Тут стоит вспомнить Алексеевич с ее Нобелевской премией по литературе за якобы документальную прозу, в которой вообще все было выдумано, не только диалоги, но даже персонажи и собственно события. Зато все эти выдуманные истории отлично легли в пропагандистские клише - и вот награда находит героя.
Я думаю, еще лет десять-двадцать подобной практики и тотальная деградация литературы станет общим местом. Уже и так народ читает мало, а после вот таких обломов непонятно, на что ориентироваться, чтобы потом не расстраиваться.
В общем, я расстроен. Где новые Стругацкие, Лемы, Кларки, Ефремовы, Азимовы и прочие Саймаки? Где они все спрятались, я вас спрашиваю!