Россия проигрывает битву за Черное море. Украина собирается сохранить масштабы торговли и окончательно уничтожить российский флот на Черном море.
Смешно? Мне - нет.
Ведь и правда - "зерновую сделку" мы не продлевали. А с текущей перевалкой около 6,3 млн тонн товаров в декабре одесские порты вернулись к уровням экспорта, близким к довоенному уровню, "несмотря на российскую угрозу и отсутствие соглашения с Россией об экспорте зерна". Не врет "Экономист", получается. А Черноморский флот, как водится последние лет сто, просирает.
Пацаны опять договорились?
Или ЧФ не может?
Или кто-то не хочет.
Текст статьи:
19 сентября офицеры военного и гражданского судоходства
собрались в секретной диспетчерской, наблюдая за тем, как «Устойчивая Африка» покидает одесский порт Черноморск. Поскольку это первое судно, входившее и выходившее с использованием нового аварийного судоходного коридора Украины, созданного после краха зерновой сделки при посредничестве оон , напряженность была высокой. Россия предупредила, что может открыть огонь по кораблям, проходящим по коридору. Экстренные службы были в режиме ожидания. «Мы были готовы к любому сценарию», - говорит один из присутствующих в зале. «Мы действительно очень нервничали». В этом случае судно проплыло без происшествий, преодолев 150 км береговой линии Украины, прежде чем войти сначала в территориальные воды Румынии, а затем в Болгарию, и продолжить путь через Босфор к конечному пункту назначения - Хайфе.
Провозглашение морского коридора вопреки российским бомбардировкам всегда было рискованным. Но для Украины это была стратегическая необходимость. До войны 60% торговли страны проходило через ее глубоководные порты, направляясь на рынки Африки и Ближнего Востока, как это делалось на протяжении веков до этого. Решение России возобновить блокаду было актом экономической войны. Поэтому Украина тайно начала разработку собственного альтернативного маршрута. Он выбрал самое мелководье, безопасное от русских подводных лодок и достаточно близкое к берегу, чтобы его можно было прикрыть береговой артиллерией. «Мы верили, что это сработает, но речь шла о том, чтобы убедить других», - говорит Юрий Васьков, заместитель министра инфраструктуры Украины. Первые корабли пошли с убытком, но уверенность привела к тому, что стоимость страхования судов, следующих по этому маршруту, упала на три четверти, а прибыль вернулась. Около 500 судов следовали за «Устойчивой Африкой» в Одессу и обратно.
В декабре было экспортировано 6,3 млн тонн товаров, а три порта Одесской области - сама Одесса, Черноморск и Южный - сейчас почти вернулись к довоенным объемам. В необычайно солнечный день конца января одесский порт звенел в ритме металла о металл. Четырнадцать кораблей стояли на погрузке в доке. Еще 11 висели на горизонте, ожидая своей очереди на досмотр пограничниками, которые курсировали туда и обратно на скоростных катерах. Пограничная служба в эти дни не только досматривает грузы на борту, но и проверяет наличие российских диверсионных групп, которые продолжают представлять угрозу. Еще одно изменение военного времени привело к тому, что все движение в регионе было подчинено единому морскому командованию. «Мы связываем торговцев со службами экстренной помощи, экологическими службами, прогнозами погоды, оповещениями о ракетных атаках и воздушными налетами», - говорит Юрий Литвин, глава администрации морского порта Украины. «Это уникальная лего-головоломка, требующая сумасшедшего объема работы».
На суше работа почти такая же, как и раньше: тонкая, требовательная, опасная. Докеры отключают свои инструменты только во время воздушной тревоги, которая может длиться несколько часов. Рейды увеличивают время погрузки примерно на 30%, говорит руководитель администрации Одесского порта Денис Павильянити-Карпов. Но постоянная угроза ракет и беспилотников означает, что никто не собирается срезать углы. « Крым находится всего в 160 км от нас, и ракеты иногда приземляются еще до того, как включаются сирены», - говорит он.
Внутри порта вам не придется усердно искать, чтобы понять смертельную опасность. Обломки пассажирского терминала, поврежденного противокорабельной ракетой «Оникс» 25 сентября, являются самой заметной визитной карточкой России. Но здесь редко можно увидеть неповрежденную крышу или неповрежденное окно, а стекло сейчас в основном заменено гофрированной пластиковой пленкой. Дороги рябые. Остается запах гари. В общей сложности с момента выхода из зерновой сделки в июле Россия атаковала около 200 портовых объектов, в результате чего пять портовых рабочих были убиты и 23 получили ранения.
Украине пришлось приложить немало усилий, чтобы создать свой собственный коридор, свергнув доминирование России на Черном море, не имея ни одного работающего военного корабля. По словам представителя ВМФ Дмитрия Плетенчука, маловероятный успех пришел в три этапа.
Первый прорыв произошел в первые недели полномасштабной войны, когда Украина предотвратила высадку десанта. Это было непростое дело, но ключевым моментом стало прекращение российского окружения Одессы на западе в 100 км от Вознесенска в марте 2022 года.
Два месяца спустя Украина смогла установить 100-мильную буферную зону в северо-западной части Одессы. Черное море после уничтожения российского флагмана «Москва» и восстановления контроля над стратегическим Змеиным островом.
На третьем этапе, завершенном в 2023 году, Украина полностью вытеснила российские военные корабли из северо-западной, центральной и даже юго-западной частей Черного моря.
Эта заключительная часть головоломки была основана на том, что морские силы Украины - ВМФ, внутренняя разведка, военная разведка, пограничники и армия - разрабатывают новый арсенал крылатых ракет и военно-морских беспилотников для охоты и потопления российских военных кораблей.
Всего Украина уничтожила как минимум 22 из 80 действующих боевых кораблей Черноморского флота России и повредила еще 13. Эти цифры были бы еще больше, если бы Россия не спасла несколько затонувших кораблей. Сейчас даже восточное побережье Крыма не считается безопасным, а наиболее боеспособные корабли России укрываются в Новороссийске, в 600 км отсюда. "Это вопрос времени, когда мы полностью уничтожим Черноморский флот", - говорит г-н Плетенчук.
Важно отметить, что новый потенциал сдерживания Украины также позволил ей сделать ставку: Россия не будет намеренно атаковать иностранное торговое судно. Мало того, что нападение вызовет международное осуждение, но угроза эскалации теперь означает, что оно приведет к увеличению страховых взносов по всему Черному морю, в том числе для судоходства в направлении России. Ставка во многом сработала, за исключением одного судна под либерийским флагом, которое, вероятно, было случайно сбито во время стоянки в порту Пивденный в ноябре 2023 года. Украинские чиновники полагают, что опасность для судоходства серьезна только тогда, когда судно находится в доке. Россия может и бросает планирующие бомбы с воздуха в общем направлении аварийного коридора. Мины времен Второй мировой войны также представляют собой случайную проблему. И то, и другое доставляет неудобства, но их недостаточно, чтобы сдержать крупные грузовые суда.
Возвращение глубоководных морских портов Одессы является своевременным стимулом для ослабленной экономики Украины. Алексей Соболев, заместитель министра экономики Украины, говорит, что разблокирование моря, по прогнозам, увеличит экспорт как минимум на 3,3 миллиарда долларов в 2024 году, добавив полезную стабильность обменного курса и прогнозируемый рост ввп на 1,23 процентных пункта . Но любой бум займет некоторое время, прежде чем он отразится на напряженных государственных бюджетах. Трейдеры, скорее всего, первыми преодолеют значительные потери военного времени, говорит министр финансов Сергей Марченко. «Бюджетный эффект коридора может стать ясен только в 2025 году».
Участники конфликта слишком осторожны, чтобы объявить о победе. Один трейдер, отвечающий за один из крупнейших частных терминалов Одессы, попросил не называть его имени, поскольку опасался, что Россия нападет на его бизнес. Г-н Васьков признает, что новый коридор пока не имеет достаточно средств противовоздушной обороны, международного наблюдения и, в идеале, международного военного эскорта, чтобы обеспечить его полную безопасность.
Но его функционирование в самые худшие времена доказало свою правоту: судоходство может продолжаться даже во время российских бомбардировок. Можно найти корабли, можно найти экипажи, можно найти капитанов с конфликтным опытом.
Г-н Васьков вспоминает текстовое сообщение, которое он получил от «Устойчивой Африки» вскоре после того, как он пришвартовался в Израиле. Капитан корабля написал в ответ, что разразилась еще одна война. «В Черноморске было безопаснее», - пошутил он. Это вызвало редкий смех в министерстве.