Отвечает Константин Александрович Костромин, священнослужитель Русской православной церкви, протоиерей, кандидат исторических наук.
Если кратко резюмировать, то протоирей
отвечает на вопрос про анафему так:
Нет, нельзя предавать Зеленского анафеме, потому что тогда киевские власти добьют все остатки Украинской православной церкви, что еще есть на Украине.
И еще из интересных тезисов:
- На Украине за всю ее короткую историю уже дважды было так, что вся территория оставалась без единого православного прихода. И все равно все восстанавливали потом.
- Украинская православная церковь поддерживает ВСУ, несмотря на то, что ВСУ управляется неонацистами и состоит из неонацистов.
Стенографированный фрагмент:
- Наши источники на Украине говорят, что Православную церковь московского патриархата обвиняли в том, что она недостаточную помощь оказывала беженцам, мало приводила мероприятий. Таких, которые очень активно и энергично проводят католическая церковь и разного рода секты на Украине. УПЦ вела себя тихо, лишний раз видимо не давала повода о себе напомнить, вот с чем это может быть связано? С тем, что боялась преследований?
- Это связано по-видимому только с тем, что поскольку она сегодня гонимая церковь, ее нельзя слушать и транслировать ее дела, мнения и слова. Украинская православная церковь с самого начала войны заняла в отношении Украины как государства и народа патриотическую позицию. Необходимо отстаивать единство Украины как государства, необходимо помогать воинам, которые сражаются на фронте, необходимо помогать беженцам, и украинская церковь в этом смысле помогала больше чем та же самая ПЦУ, просто потому что у нее людской ресурс больше. ПЦУ способна перераспределять в пользу тех же беженцев или военнослужащих государственные ресурсы. УПЦ, будучи от них отсечена, может рассчитывать только на то что принесут люди в храм, и она это дело распространяла очень широко, и говорила об этом на своих сайтах, на своих Телеграм-каналах, но ее запрещено слушать и ее запрещено транслировать.
- Я правильно понимаю, что Украинская православная церковь московского патриархата поддерживает ВСУ?
- Да, это же Украина, это украинская церковь, поэтому она, конечно, поддерживает ВСУ.
- Но ведь мы же говорим об общем культурном пространстве, о том, что вот это разделение народов было придумано, в общем, и внесено в общество, ну, как элемент пропагандистской войны. И в принципе, вся вот эта история с украинским национализмом, она, является калькой Третьего рейха. Как же можно это поддерживать?
- Ну, тут все-таки, мне кажется, не надо смешивать национализм как идеологию и национальную идею, просто постольку, поскольку она есть. Я хочу напомнить о том, что у нас по крайней мере, с послевоенных времен, с 1950-х годов в историографии было сформировано научное представление о том, что с конца 15 века сформировалось три народа в рамках одной общности, национальной общности, этнической общности, восточно-европейской, славянской общности, три народа, русский, украинский, белорусский. И говорить о том, что вот эта национальная идея плоха, ну, здесь вопрос только в том, что мы можем, можем попытаться отвергнуть право Украины на национальную идентичность. Ну, вот вопрос, насколько это можно сегодня доказывать, насколько это резонно. Другое дело национализм, когда он становится воинствующим, когда он становится нетерпимым по отношению к окружающим. Украинские власти, как мы видим, собственно, характеризуются не столько национальным чувствам, сколько именно националистическим. Не только русские страдают. Нам известна позиция Венгрии, Венгрия не православная страна, Венгрия - это католическая страна, и она выступает с критикой Украины за то, что она точно так же, как русских, преследует и венгров. Поэтому мне кажется, что что касается Украинской православной церкви, естественная реакция, когда церковь, находящаяся на территории страны ведущей войны, поддерживает свою страну, свой народ. Но это далеко не означает, что она поддерживает ее идеологию.
Весь
эфир здесь:
You can watch this video on www.livejournal.com
Все эфиры
здесь.