Поповские воспоминания

May 10, 2013 11:52

Не знаю, будут ли кому интересны мои мысли по случаю праздника Победы над фашистской Германией, а именно в такой формулировке суть этого праздника, потому что война для СССР закончилась позже, 2 сентября 1945 года, подписанием на борту американского линкора Миссури акта о капитуляции Японии.  Не будем сейчас отвлекаться на обсуждение этой даты, давайте вернёмся в Май.


Итак, в ночь с 8 на 9 мая 1945 года Германия безоговорочно капитулировала. Победа!

24 июня того же 1945 года, на Красной площади в Москве происходит знаменитый Парад Победы. Жуков, на белом коне, швыряние фашистский штандартов на брусчатку перед Мавзолеем. Все это хорошо известно, многократно описано, снято, выложено в интернет. Победа! Войне конец! Скоро наши вернутся домой!

В те годы это был не просто красивый день, это был ПРАЗДНИК. Ибо те кто выжил в той жуткой мясорубке планировали жить вечно и за себя, и за «того парня».

С 1948 года выходным днём 9 мая перестал быть. Народ о празднике помнил, праздновал, писали друг другу поздравительные открытки, встречались в сквере перед Большим театром, и радовались миру, твердя новое заклинание: «Лишь бы не было войны».

Сталин умер. Брежнев сменил Хрущёва. Наступил 1965 год - двадцатилетие Победы. 9 Мая снова стал выходным, но широких военных парадов в этот день не было. Точнее на юбилейные 75, 85, 90 - по Красной площади войска проводили, в пешем строю и без техники.

В СССР было два дня в году (в каждом году!) когда народ массово выходил на улицу: 1 Мая - Демонстрация трудящихся и 7 Ноября полноценный военный парад с танками, пушками, ракетами и барабанщиками-кадетами. 9 Мая был праздник имени «Штыка в землю». Да, были походы на братские могилы, в том числе и в военном строю, но это был день памяти и скорби.

С 1995 года, когда СССР уже не существовало, а 7 Ноября заменили «Днём имени Ивана Сусанина», стало понятно: маршировать с танками и пушками в честь народного героя - как-то неуместно. Праздновать - да, а для парада рылом Сусанин не вышел.

И что? А как же танки-ракеты-кадеты? Тогда парады перенесли на 9 Мая. И тут в мозгах поколений той войны не знавших, начался разброд и шатание.
Прибалты вытащили замшелых дедов в форме СС. Украинцы подняли на щит Степана Бандеру, предварительно отстирав его биографию в щёлоке,  вылив на могилу несколько вёдер тройного одеколона, дабы не смердил, и начали философствовать о пользе Гитлера, вреде Сталина и Советской экспансии в целом.

Скажу сразу: и Гитлер и Сталин лично у меня никакого восторга не вызывают. Оба были людоедами. Равно как и пан Бандера - бандюга каких ещё поискать! Плохо другое. Нынче одни начали истерить парадами, а другие поливать грязью народ сражавшийся и выживавший в те страшные годы.

Заезжал я вчера с дочкой к своей старинной знакомой. Есть под Санкт-Петербургом посёлок Поповка, воспетый Маршаком в своём бессмертном стихотворении «Вот какой рассеянный». Там Нина Алексеевна и живёт, в деревянной избе, с послевоенных времён. Она просила меня помочь с электропроводкой, ну я вчера и заехал прикинуть объём работ.

Купили мы тортик, приехали. Когда сели чаёвничать, как-то само собой разговор перетёк в воспоминания о войне и послевоенных временах.
К началу войны моей знакомой было всего три года, поэтому про то, как в Поповку вошли немцы, маршем, без боёв, она рассказывала со слов матери.

«Всякие разговоры о немецком наступлении считались вражеской агитацией. Немцы в соседней деревне - а мы молчи. Бабы на поле работают, вдруг бегут дети и с криками «в деревне немцы!». Колхозницы бегом домой, к детям, а по улице уже  колонна мотоциклистов катит».

Вспоминала Нина Алексеевна материнские рассказы о том, как после полевых частей вермахта пришли «другие немцы», которые занимались восстановлением инфраструктуры. Которые знали русский, плохо - но знали: «Те немцы говорили, что «Война - это плохо. Пусть Гитлер и Сталин бьют друг друга лично, а народы тут не причём».
Про то как поделили землю между оставшимися в посёлке бабами.
Про то как мать пекла хлеб (а в деревнях никто не пёк по буханке ежедневно), а немцам, которых определили к ним в избу на постой, фуражиры хлеба не привезли. Так те вояки не то что отнять, даже не попросили себе того хлеба! Мать сжалилась, положила им на стол пару буханок, де «danke!», а когда им привезли положенный паёк, то отдали свои две буханки.

Потом пошли её личные воспоминания: «Это сейчас все эпидемией пугают, да болезнями всякими, а тогда учительница просто объявляла: дети, завтра приходите с мешками, пойдём собирать кости. Идем, по воронкам да окопам. Каски в одну сторону, а кости в мешок. Они уже выбеленные от времени, лёгкие (кости ребята собирали в 1948 году - АО). Потом всех в братскую могилу. Наши солдаты, в основном, без медальонов были (медальоном называли пластмассовую коробочку с личными данными и домашним адресом бойца - АО). Некоторые клали записку о себе в гильзу. Но вокруг столько всякого оружия валялось! У немцев медальоны были. Некоторые из односельчан их сохранили, а когда стало можно - написали в Германию. Приезжали родственники, очень благодарили. Так что в нашей братской могиле и красноармейцы, и немцы. Все вместе упокоились».

Много ещё чего вспоминала Нина Алексеевна. И не было в её словах ни патетики «вот какие мы герои-победители», ни хулы в адрес начальствующих. Женщина прожила трудную жизнь. Её окружали какие-то люди. Разные люди, плохие, хорошие, норовившие чего отнять или наоборот - помочь. Для неё 9 Мая - праздник жизни.

И пришло мне на ум следующее: вот буду я ругать власть за бешеные траты на парады и лимузины, за то, что ветеранам-победителям на День Победы до сих пор выдают продуктовые пайки. Власть, естественно, тут же струсит и построит в Поповке светлое настоящее.
А могу просто взять и помочь человеку, и не трепать ему, на старости лет, нервы своей правотой о том, «что было на самом деле».

Что было на самом деле она знает гораздо лучше меня. И нет у неё зла ни на немцев, ни на наших партизан. Всё это давно прошло.

Лекции об усвоении опыта прошлых поколений, поколениями грядущими с завидной регулярностью игнорируются. Каждая новая генерация считает себя умнее отцов и дедов, а особо продвинутые всерьёз полагают, что до них на земле разумной жизни не существовало.

Со временем мы перестанем отмечать 9 Мая, как перестали радоваться победе над Наполеоном, Чингизханом или освобождением от ига Александра Македонского. Это нормально. Не следует этого бояться.
Только не надо сегодня, пожалуйста, плевать в спины стариков прошедших ту жуткую войну.  Сможешь, лично ты, помочь такому ветерану - встань и помоги, молча.  И будет тебе за то награда.

Давно сидим, Праздник

Previous post Next post
Up