Кафедральный собор Бургоса - "родственник" Нотр-дама

Sep 23, 2024 12:59

Все началось в 1080 году, когда Альфонс VI, король древнего королевства Кастилия,


начал в городе Бургос строительство собора в романском стиле: церкви Святой Марии.


В XIII веке Бургос приобрели слав далеко за границами Испании, так как через него проходил Путь святого Иакова.



В 1219 году в церкви святой Марии состоялась важная для королевства Кастилия церемония - свадьба короля Тогда епископ дон Маурисио, который сочетал браком Фердинанда III и Беатрис Швабскую, предложил королю построить новую церковь в духе европейских тенденций. По своему величию она должна была быть сравнима со своим соседом, собором Парижской богоматери.


Он же, Фернандо III Святой и заложил первый камень в основание нового кафедрального собора,  в 1221 году на месте прежней романской церкови. Строительство шло долго: самые узнаваемые части и детали убранства собора появились в XV - XVI веках, во времена экономического и культурного расцвета Бургоса.
В стрительстве принимал участие епископ Маврикий. До начала строительства этот почтенный старец, усыпальница которого находится в соборе, пробыл четыре месяца в Германии и Франции, где в те времена бурно развивалась готическая архитектура. Увидев строящийся Собор Парижской Богоматери и впечатлившись башнями соборов Руана, Шартреза и Сан-Дени, епископ способствовал привлечению неизвестного, но, как предполагают, французского архитектора, знакомого с вышеупомянутыми сооружениями, в разработку планов собора.


Работа этого неизвестного мастера была позже продолжена другим французским архитектором, известным как маэстро Энрике, и рядом немецких и испанских архитекторов, уже в то время сделавших себе имя на строительстве религиозных сооружений в готическом стиле. Результатом их труда стали редчайшие примеры построенных за пределами Франции готических храмов, которые не являлись копиями французских соборов.




В центре аркады, между башнями установлена статуя Девы Марии, ниже нее - статуи кастильских королей, под ними - окно-роза, в его центре - контуры Звезды Давида.


Ажурные шпили главной бургосской церкви, которые путешественники и литераторы сравнивали с копьями средневековых рыцарей и мачтами кораблей, творение архитектора Хуана де Колония. Этот мастер, вероятно приехавший в Бургос из Германии, также построил трифорий (декоративную галерею внутри собора) и несколько часовен. Хуан де Колония умер, не окончив работу над собором, и его дело продолжили сыновья Симон и Франциско де Колония, построив, в частности, Часовню Коннетаблей (Capilla de Condestables).


Завершено строительство в 1567 году. Поскольку собор строился не одно столетие, то над его созданием работало большое количество архитекторов. Завершил строительство двух башен собора высотой 84 м, строитель из Кёльна Иоганн (Хуан де Колониа). Западный фасад (Пуэрта Реал (13 в.)), этого величественного готического здания имеет главный вход. Южный фасад называется Пуэрта-дель-Сарменталь (построен к 1230 г.).


Северный фасад имеет название Пуэрта де ла Коронерия (достроен в 1259 г.) Восточная часть Бургосского собора была построена в 15-16 веке уже в стиле Ренессанс.


Внутри собора много чудес



дивная резьба по камню, характерная для Испании






Работа для "Страдающего Средневеуовья"))



Жемчужина собора - капелла святой Анны


Работы Жиля Силое - скульптора фламандского происхождения, который работал в Кастилии,  в конце XV века


Так собор вобрал в себя образцы других стилей, которые были популярны на протяжении этого периода. Например, постройки в стиле барокко: главная ризница, часовня Святой Феклы и часовня Святых Мощей. Ранее были пристроены часовня Коннетаблей, шпили, венчающие башни, и башня над средокрестием, которая в XVI веке была заменена на ту, которая дошла до наших дней.


В кафедральном соборе Бургоса  нашли свой последний покой Сид Кампеадор (Родри́го Ди́ас де Вива́р) и его жена Химена.

Но случилось это только  в 1929 году.


Эль Сид (настоящее имя Родриго Диас де Вивар) (1048-1099) родился в пригороде Бургоса и служил при кастильском дворе. Был одним из героев Реконкисты, видным общественным деятелем и доблестным воином. За свой талант Эль Сид (от народного арабского «сиди» - «мой господин») получил прозвище Кампеадор (Победитель). После своей смерти в 1099 году Сид превратился в народного героя, воспетого в поэмах и песнях. Согласно завещанию, похоронен Сид Кампеадор был в монастыре San Pedro de Cardena. Там же была потом похоронена и его жена Химена


В 1808 году монастырь был разграблен французскими солдатами. Пострадала и могила Сида. Французский губернатор Поль Тибо, узнав об этом, распорядился перезахоронить останки испанского героя и его жены в соборе Бургоса. По его приказу, праху Сида даже были отданы воинские почести. Тогда же над новой могилой был поставлен памятный знак в виде обелиска. Позже Бургос посетил директор Лувра Доменик Виван-Денон. Он сопровождал Наполеона в его походе в Египет, а потом принимал активное участие в отборе для своего музея произведений искусства в захваченных иностранных городах. У этого человека было странное хобби - он собирал свой «мощевик атеиста»: реликварий, в котором хранились не мощи христианских святых, а какие-то фрагменты останков великих людей. В его коллекции были волоски из усов Генриха Наваррского, фрагменты костей Мольера, Лафонтена, Абеляра и Элоизы, осколок зуба Вольтер. И тут такая «удача» - останки испанского героя Сида Кампеадора. По просьбе Денона, Тибо выдал ему кусочки костей и Сида, и его жены Химены.
После ухода французов, испанцы поставленный оккупантами памятник в соборе Бургоса сразу же сломали, а прах Сида и его жены в 1826 году снова перенесли в монастырь San Pedro de Cardena.


В 1842 году останки этой четы вернули в собор Бургоса. А потом выяснилось, что в период французской оккупации кости Сида пользовались большой популярностью, и в качестве сувениров их фрагменты увёз не только Денон. В 1882 году несколько таких фрагментов передал в Испанию один из членов династии Гогенцоллернов. В 1883 г. их торжественно поместили в могилу. Недостающие фрагменты поступают в Бургос до сих пор...


Испания, средневековье

Previous post Next post
Up