Армянский модерн.

Jun 06, 2024 14:52

Специально для меня в Ереване устроили выставку армянского модерна)). Мне часто так везет. Ничего сильно неожиданного в работах армянских художников не было, но впечатление очень приятное.
Мартироса Сатьяна мы все знаем, конечно.


Прекрасная птица пери из армянской сказки.

Георгий Якулов (Якулян)  родился в 1884 году в Тифлисе в армянской семье. В 1893 году он вместе с матерью переехал в Москву, где был принят в Лазаревский институт восточных языков. В 1901 году Якулов поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества, однако, уже в 1903 его исключили. Исключение было связано с тем, что Якулов не посещал в течение всего 1902-1903 академического года занятия по причине болезненного состояния. В 1903-1905 годах Георгий Богданович служил на Кавказе и в Маньчжурии. Якулов использовал традиции китайского искусства, прослеживаемые в стилистическом языке его ранних произведений, в которых отчётливо видны реминисценции модерна. Источник: Энциклопедия русского авангарда https://rusavangard.ru/online/biographies/yakulov-georgiy-bogdanovich/



в Москве проживал на Тверской, соседствовал с Булгаковым



Акоп Коджоян родился в 1883 году в Ахалцихе, в семье ювелира. В шестнадцатилетнем возрасте Коджоян поступил в мастерскую гравера Прусова в Москве. В начале девяностых годов Акоп Коджоян поступил в студию художника Антона Ашбе в Мюнхене.Вскоре Коджоян поступил в Мюнхенскую Академию художеств, по окончании которой в 1907 году провел около двух лет в Париже. По возвращении в Россию художник жил в Москве, занимаясь, в основном станковой живописью. В начале двадцатых годов Коджоян провел около двух лет в Иране, в Тавризе. Впечатления художника отразились в созданных им жанровых полотнах «Улица в Тавризе» и «Столовая в Тавризе». В период жизни в Иране Коджоян написал также несколько небольших картин: «Дети Тавриза», «Персидский базар», «Персиянка», «Тавризские собаки».


Вардгес Суренянц - отец армянского изобразительного искусства, был новатором современной армянской культуры, работавшим практически во всех жанрах изобразительного искусства - от живописи и иллюстрации до сцены и архитектурного дизайна.
Родился в 1860 в Ахалцихе в семье священника - учителя истории религии. В 1868 году вместе с семьёй переехал в Симферополь. В 1872 году его отца назначают пресвитером Московской Армянской епархии и семья переезжает в Москву.
В 1870-1875 гг. учился в гимназии Московского Лазаревского института, в 1875-1878 гг. в отделении архитектуры Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В 1879-ом едет навестить брата в Мюнхен и поступает там на архитектурный факультет Мюнхенской академии художеств, в 1880-1885 годах  учится и оканчивает факультет живописи той же Академии у Фрица Каульбаха Зейтца. С 1881 года путешествует по Италии: Рим, Флоренция, Милан, Венеция. В Венеции художник посетил армянский монашеский орден Мхитаристов на острове Св. Лазаря; изучил искусство армянской средневековой книжной живописи.  В 1885-1887 гг. в составе экспедиции В. А. Жуковского Суренянц путешествует по Ирану, где им было написано много этюдов и композиций. В 1890-1891 гг. преподавал художество и общую историю искусства в Эчмиадзинской семинарии Геворгян, где копирует фрески Эчмиадзинского кафедрального собора и армянскую миниатюру. В 1892 году посетил Ани, Севан и др. места, ознакомился с историческими памятниками, изучал армянские рукописи в Эчмиадзинском книгохранилище



С 1892 года Суренянц участвовал в художественной жизни Москвы и Санкт-Петербурга. Был одним из организаторов 1-го собрания российских художников 1894 году, вместе с К. Коровиным и др. Принимал активное участие 2-го собрания в 1909 году. С 1892 года принимал участие в выставках художественных организации им. Леонардо да Винчи, Куинджи, художников исторической живописи. В 1894 году картиной «Покинутая» участвовал в 22-й выставке Передвижников. В 1897-1898-гг. путешествовал во Франции, Испании, создал множество этюдов. В 1901 году в Баку была организована его первая и единственная при жизни персональная выставка. С 1910 года член организации Передвижников В 1916 году совместно с Е. Тадевосяном, М. Сарьяном, Ф. Терлемезяном и др. в Тифлисе организовал Союз армянских художников. В 1917 году он переезжает в Ялту, где пишет эскизы армянских церквей. Умер 6 апреля 1921 года.

Изучая культуру Востока и Запада, Вардгес Суренянц сумел создать свой неповторимый национальный стиль. В армянской живописи он практически становится основоположником исторического жанра. считается, впервые ввёл в армянскую живопись последние методы художественного выражения современной ему западной культуры.



Возвращение королевы Изабелы на трон

в предпринятом в 1897 году путешествии в Испанию художника в основном интересовала мавританская архитектура.


Альгамбра


Испанки


В гареме


Работал художник и  в области книжной иллюстрации, среди лучших работ - иллюстрация к «Бахчисарайскому фонтану» А. С. Пушкина (1899) изданной к 100-летию автора.


В 1907 году Вардгес Суренянц создает свою Саломею, проникая в уайльдовскую философию. На армянский язык пьесу Уайльда перевел поэт Ваан Терьян.



Уайльд в своей пьесе проводит параллель между луной и Саломеей, отождествляя ее с этим небесным светилом.
«Паж Иродиады. Посмотри на луну. Странный вид у луны. Она как женщина, встающая из могилы. Она похожа на мертвую женщину. Можно подумать - она ищет мертвых.
Молодой сириец. Очень странный вид у нее. Она похожа на маленькую царевну в желтом покрывале, ноги которой из серебра. Она похожа на царевну, у которой ноги, как две белые голубки. Можно подумать - она танцует».

Цветовое решение картины, можно допустить, было продиктовано Суренянцу этим символическим сравнением Уайльда. Отвергнутая Иокааном, царевна замышляет месть. На картине Суренянца изображена именно такая Саломея - отвергнутая и уязвленная женщина.

Армения, модерн

Previous post Next post
Up