Продолжаем знакомиться с памятниками Будапешта, а стало быть и с венгерской историей и культурой.
ну, Елизавету Баварскую, императрицу Сиси, все знают. Венгры ее очень любят. И она их любила. И многое сделала для Венгрии. За спиной у Эржбет - одноименный мост.
еще одна Сиси. Она мне даже больше нравится
(почти всех остальных персонажей пришлось гуглить. зато получилось интересно)
"Фонтан Лайоша". Средства на сооружения Лайоша были завещаны городу владельцем завода по разливу минеральной воды и газированных напитков Лайошем Миллахером. Для этой цели он предоставил мэрии 20 тыс. форинтов с двумя условиями: фонтану обязательно должно быть дано его имя, а также высечена надпись о его пожертвовании. Охотник и собака утоляют жажду. А из фонтана пить, как можно заметить, нельзя. Зато фонтан красивый.
Мне просто сам памятник понравился. И дерево сзади карасивое. А оказалось - еще и человек крайне достойный. Выдающийся. Игнац Филипп Земмельвейс. Великий венгерский врач-акушер получил прозвище «спаситель матерей». Он понял в 1840-х годах, в чем причина родовой лихорадки, которая была распространена и в венской акушерской клинике, где он работал. В то время смертность женщин, рожавших в больницах, колебалась от 30 до 60 процентов. Земмельвейс обнаружил, что от родильной горячки умирают в несколько раз чаще там, где работают студенты. Последние приходили к роженицам сразу после практики в морге, руки после этого не обрабатывали. Ввел в практику мытье рук с хлоркой. Нетрудно догадаться, что смертность очень резко упала.
ну уж и для комплекта - Йожеф Фодор, основоположник венгерского здравоохранения, гигиенист и эпидемиолог, один из первых установил распространение тифа через воду.
Еще один очень достойный человек. Иштван Бибо - политический деятель и правозащитник, юрист, политолог. В войну помогал укрывать евреев. Один из инициаторов создания Партии Петефи в конце октября 1956 года, от которой 3 ноября вошёл в правительство Имре Надя. 23 мая 1957 арестован и в 1958 приговорён к пожизненному заключению. В марте 1963 освобождён по амнистии, после чего вернулся к научной работе.
Этот выразительный персонаж тоже оказался весьма незаурядным человеком. Фредерик Подманицкий. Венгерский политик, писатель , действительный тайный советник, член парламента вице-президент столичного совета общественных работ. Говорили, что он почти никогда не покидал столицу, потому что считал, что это лучшее место, чтобы даже поехать в отпуск. Где-то я его понимаю...
Памятник краиывай, граф Нандор Зичи вроде человек достойный и образованный. Был соратником Деака. Даже провел пару лет в тюрьме за участие в революции 1848 года. Инициировал создание системы каналов для нескольких рек в регионе Трансдануб.
На следующем фото мое семейство сидит в компании совершенно невероятной личности. Было очень неожиданно - узнать о таком человеке.
Шандор Кёрёши Чома. Венгерский филолог-востоковед. Автор первого тибетско-английского словаря и грамматики. Переводчик буддийских текстов. Часто называется основателем научной тибетологии. Был способен читать на семнадцати языках, на многих из них свободно говорил. Увлёкся задачей найти корни венгерского народа в Азии. В 1820 он отправился на восток и после множества трудностей прибыл в Ладакх. Здесь он изучил тибетский язык под руководством учёного ламы.В 1831 году он поселился в Калькутте и подготовил здесь свой словарь и грамматику тибетского языка. Чома также каталогизировал тибетские книги в библиотеке Азиатского общества в Калькутте.Он умер от малярии в 1842 году в Дарджилинге на пути в Лхасу. Похоронен в Дарджилинге. Его могила является местной достопримечательностью.В 1933 Кёрёши Чома был причислен в Японии к лику буддийских святых - бодхисатв.
Красивая девушка держит портрет Бенедека Вирага - педагога, поэта, переводчика , историка, первого мастера венгерской классической поэзии.
"Я ЛЮБИЛ СВОЮ СТРАНУ И РАБОТАЛ ДЛЯ НЕЕ. ЭТО ИСТОРИЯ МОЕЙ ЖИЗНИ. ДЕЛАТЬ ТО ЖЕ САМОЕ НАУЧИТЕ СВОИХ ПОТОМКОВ. И ЕСЛИ ОНИ СДЕЛАЮТ ТАК ЖЕ, ТОГДА ВЕНГРИЯ БУДЕТ СЧАСТЛИВА"
Этого человека люди иногда знают. Мор Йокаи, классик венгерской литературы."Венгерский набоб", "Золотой человек", "Сыновья человека с каменным сердцем", "Безымянный замок". И первоисточник "Цыганского барона" - новелла "Саффи".
Еще один достаточно известный венгерский писатель Кальман Миксат. Теодор Рузвельт был настолько восхищён его романом «Зонтик святого Петра», что в ходе своей поездки по Европе 1910 года, навестил писателя и засвидетельствовал своё почтение.
Парочка печальных венгерских поэтов
Аттила Йожеф. Непростая жизнь заставила подрабатывать с детских лет. Сменил множество занятий, несколько раз пытался покончить с собой. Поступил в Сегедский университет (1924), но был исключен за революционные стихи. Затем учился в Вене (1925) и Париже (1926-1927), где прочёл Гегеля и Маркса, открыл для себя поэзию Вийона. Вернулся на родину в 1927 году, пережил тяжёлый нервный срыв. В 1930 году вступил в Венгерскую коммунистическую партию. В 1931 году начал интересоваться психоанализом. В 1933 году был исключен из партии сталинистами. В 1935 году снова пережил глубокую депрессию, был помещен в психиатрическую лечебницу. В 1936 году начал издавать леворадикальный журнал «Довод». В 1937 году познакомился с Томасом Маном, посвятил ему стихотворение. Позже опять оказался в больнице. Покончил с собой, бросившись под поезд. Любопытно, что стихи Йожефа переводил Леонид Филатов; в 1980 году в театре на Таганке он организовал поэтический вечер, посвящённый поэту.
Янош Пилинский. Выдающийся венгерский поэт. Учился в католической школе, не закончил Будапештского университета. Начал публиковаться в 1938. Осенью 1944 был мобилизован и отправлен в Германию, где вскоре - во время операции войск союзников в долине Рейна - вместе с товарищами попал в один из беженских лагерей. В скупых по объему (чаще всегов несколько строк), лапидарных по форме, предельно экспрессивных стихах, насыщенных метафорами гибельных испытаний, краха, второго рождения, поисками подлинной общности людей и живой связи с запредельным, выразилось переживание катастроф XX столетия Освенцима и ГУЛАГа. Настольными для Яноша Пилинского были романы Достоевского, к чьим образам он не раз обращался в стихах. Пилинский получил мировое признание, его стихи переведены на множество языков. Награжден премией Аттилы Йожефа.
Но самые интересные встречи ждут нас на вершине горы Геллерт.
С самим святым Геллертом (он же Герард Венгерский) все понятно. После смерти своего покровителя Иштвана Святого пал в неравной борьбе с язычниками. Именно с этой горы его спустили в бочке с гвоздями. Жил в конце Х-го века, памятник постевлен только в начале двадцатого. Хоть Геллерт и считался все эти века покровителем Венгрии.
А над святым Геллертом можно найти еще более древних персонажей. В более современном исполнении.
Сад филослфов
здесь печально смотрят на нашу крошечную Землю-шарик основатели пяти монотеистических религий
Эхнатон (ну, он во всяком случае попытался...)
Праотец Авраам (вот так скульптор решил проблему запрета на изображение лица)
Иисус Христос
мое место - между Буддой и Лао Дзы))
В сторонке - маленькая группа выдающихся философов
Махатма Ганди весьма похож на нашего, московского
Бодхидхарма. Руки-ноги у него пока на месте, в Даруму он еще не превратился.
Извините, но нами было замечено, что птички больше всего уважают Франциска Ассизского. Из песни слова не выкинешь.
Создал эти скульптуры венгерский скульптор и художник Нандор Вагнер. После подавления венгерского восстания 1956 года, в котором он принимал самое активное участие, Вагнер эмигрировал в Швецию, а затем в Японию, где и умер в 1997 году. Работал он над философским садом в течении длинных 15 лет. И умер вскоре после завершения работы. А свою работу он называл посланием из космоса потомкам. Скульптуры в парке установили, спустя четыре года после его смерти.
А еще выше - иззящная Пешт встречается с царственным Будой, протягивают они друг другу руки через Дунай... Вот такое оно, рождение Будапешта...
P.S. очень хочется верить, что продолжение следует. Потому что Будапешт неисчерпаем...