Село Шаблыкино. 30 лет спустя

Jul 30, 2019 12:56

Село Шаблыкино, от Твери 168 вёрст, Весьегонска 60 вёрст.
Церковь Казанская построена в 1835 году, каменная, престолов 5: в холодной: главный Казанской Божьей Матери, правый Скорбящей Божьей Матери, левый Смоленской Божьей Матери, в тёплой: правый Святителя Николая, левый апостолов Петра и Павла.
В 1901 году служили: Священник Василий Николаевич Приселков 44 лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1879 года, священником с 1882 года, в 1889 году награждён скуфьей.

(По материалам официального сайта Тверской епархии и издания Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. 1901. © 2006 Православные Храмы Тверской Земли)


(воспоминание, похожее на озарение - справа, под деревьями стоит тот самый дом, холм от которого показывал нам совсем другой отец Василий, речь о котором пойдет дальше)


(Фотографии сделаны 28-29 января 1913 г. ЦГА КФФД СПб.)

Про это место дед слышал от своего отца. Вроде бы даже в доме была фотография, может, найду когда-нибудь. Всего-то навсего - три поколения от меня, начало 20 века.


Где-то на этом снимке мой прадед, Анатолий Василевич Приселков...


Здесь, в Шаблыкино, он родился, отсюда уехал учиться в Тверь... Об этом месте и о своем отце он рассказывал своему сыну, моему деду. Так и остались в семье две истории. Первая - о том, как люившие доброго батюшку крестьяне подарили ему медвежонка. Медведей в тех краях ловили так - ставили в яму банку меда с подмешенной водкой. Мишка засыпал и просил опохмелиться уже в клетке. Мишка в доме всячески безобразил, а терпение у всех лопнуло, когда оонн залез в рояль (заметьте, в доме у сельского священника был рояль!). Отдали зверя цыганам. Вторая история о том, что когда Василий Николаевич умер (а умер он где-то не дома) и его в в цинковом гробу привезли на станцию Красный холм,


крестьяне, очень любившие своего священника, до самого села несли гроб на плечах, не давали поставить на телегу (далеко там до Красного Холма, менялись, скорее всего). Думаю, из Шаблыкина пришли и история про медика Василия Приселкова, приближенного к Государю Императору, и про дворянство, когда-то пожалованное нашему роду, и про барона де Тейльса, друга и соратника Петра первого, и про постановку пьесы Толстого "Власть тьмы" в домашнем театре Приселковых.

Несомненно, оказавшись в гостях в Паскино, относительно недалеко от Шаблыкино, дед не мог отказатся от идеи посетить место, о котором столько слышал. Мне теперь и подумать страшно, КАК мы тогда, в середине 80-х добирались из Паскино в Шаблыкино???


Хорошо еще, что у дедова приятеля была все-таки Волга, на Жигулях, наверное, было бы совсем печально. Помню только окончание пути, когда мы, уже не очень понимая, куда мы двигаемся, окликнули идущую по хм... дороге ... старушку - бабушка, мы в Шаблыкино правильно едем? Да-да, вот оно, там уже виднеется, я сама туда иду. Ну так садись, бабушка, подвезем! - Неет, милый, я уж как-нибудь сама... Как была права эта старушка! Вскоре наш водитель сказал - знаете, я вас всех очень люблю и уважаю, но дальше вы все-таки ножками... Вы не спешите, погода хорошая, места красивые, я тут покурю, о вечном подумаю.


и вот перед нами село Шаблыкино. И та самая церковь.


из дома священника к нам вышел молодой энергичный мужчина в спортивном костюме.  Мы оторвали его от починки радиоприемника, что-то он там паял. Но он был рад гостям. Наша фамилмя ему была известна. Он показал место, где стоял дом, в котором жил его тезка (он тоже оказался отцом Василием). Показал и могилу. Надписи на ней нет, но он знал, что это именно она и ухаживал за. ней. Крест блестел свежей зеленой краской.
Недавно я, благодаря помощи одного прекрасного человека из Краснохолмского уезда нашла воспоминания об этом священнике


Немного смешные, немного странные... Как бы ни было, привет из прошлого - вещь невнроятно притягательная.


Снова я попала в это место около тридцати лет спустя.







Я сейчас не хочу о грустном. Я хочу о Чуде. Разве это не Чудо - сидеть около храма, в котором служил мой прапрадед?






и разве не чудо, что мы нашли ту могилу. и что на покосившемся кресте все еще видны следы зеленой краски...


Мои предки, Приселковы

Previous post Next post
Up