О святом Олафе, крещении Норвегии и его последствиях для норвежской архитектуры

Sep 10, 2018 15:52




"Это что еще за князь Владимир" - пошутил мой старший ребенок, когда увидел эту статую в городе Тронхейме. И ведь почти угадал. Олав Харальдсон, который  был вождя викингов, который стал королем, а затем святым.




Родился он в 995 году на юго-востоке Норвегии, в Рингерике. Уже подростком он вел традиционную жизнь викинга, служил наемником при герцоге Нормандии и английском короле Этельреде II Безрассудном. В восемнадцатилетнем возрасте Олава окрестили в Руане (Франция) и вскоре он оправился на святую землю, в Иерусалим.



Фреска на столпе базилики Рождества Христова в Вифлееме, XII век

Его паломничество сопровождалось видением, в котором он получил руководство вернуться в Норвегию и потребовать себе королевского трона, что Олав и сделал. Возвратившись в Норвегию, он одолел своих врагов, стал первым национальным королем, эффективно руководившим страной.

В годы его тринадцатилетнего господства он совершил несколько миссионерских туров в отдаленные части страны. Но Олав был чрезвычайно консервативен и даже агрессивен в навязывании новой религии, чем вызвал конфронтацию с языческими вождями. Олав потерял много сторонников в религиозной и политической борьбе, и в 1028 году Норвегию покорил Кнут Великий, король Англии и Дании. Олав был свергнут и отправлен в ссылку.

Год Олав провел в Киеве, где его вновь посетило видение, в котором ему предписывалось вернуть трон и закончить обращение Норвегии в христианство.



Ещё год Олав посвятил созданию боеспособной армии. Но Олав был убит в Сражении при Стикластадире 29 июля 1030 года, при предпринятом им походе на Нидарус.



Олава похоронили у песчаной отмели (где теперь и находится собор Нидарос).


Через год после смерти останки решили перенести. Когда открыли захоронение, оказалось, что тело осталось нетленным. Немедленно он был возведен местным епископом в святые и объявлен Святым Олавом в 1031 году.

Выше его могилы построили деревянную часовню. Люди, посещавшие эти места, чудесным образом выздоравливали, и вскоре весть об исцелениях была разнесена паломниками повсюду. После канонизации Святого Олава, город начал быстро расти и развиваться, в первую очередь как коммерческий центр. Приблизительно в 1070 году установили большую церковь, позже замененную готическим собором (1183-1300). Так он и появился, Нидаросский собор, ставший самым значимым собором Норвегии, центром паломничества, местом коронации норвежских королей


Постоянные пожары наносили неоднократный ущерб собору, но всякий раз он возрождался благодаря труду людей.


(изображение 17-го века)



Последняя и основательная реконструкция была проведена в 1869 году и главный престол существующего собора находится на участке захоронения Святого Олава.



(в плане скульптуры норвежцы всегда были большими затейниками, я смотрю...)
Тем не менее Олав лишь значительно ускорил процесс христианизации страны. Христианские миссионеры стали прибывать в Норвегию уже в 10 столетии. И привезли с собой и новейшую форму деревянного зодчества. До тех пор плотники Скандинавии выстраивали только драккары, а после начали строительство каркасных храмов.


Церковь представляла собой каркас из вертикально установленных брёвен и шпангоутов, обшитый плахами. У такой церкви-корабля иногда даже была своя мачта - самый высокий столб, врытый посередине и поддерживающий башню церкви. Так появились ставкирки. Каркасные церкви. Церкви-корабли. Символ Норвегии.


Их хитроумная каркасная система позволяла заменять любую сгнившую деталь или разобрать церковь на бревнышки, как конструктор, и перевезти на другое место. Поэтому церкви часто дарили королям или просто хорошим людям, покупали и продавали. Многие из них были "норвежским ответом" на свирепствующую в те времена в Европе чуму.


А вот что рассказывают о строительстве ставкирки в Хеддале (самой большой из сохранившихся)



Несколько крестьян устали ходить в церковь в соседнюю деревню. Собрали они немного денег и стали искать подрядчика. Попался на глаза одному из крестьян, которого звали Рауд Риги, незнакомый мужичок. Согласился этот мужичок построить церковь и даже денег не брать за это. Вместо этого хотел он, чтобы Рауд достал луну или солнце с неба. Или же узнал кто же он, этот незнакомец. Если ни одно из условий выполнено не будет, то этот незнакомец заберет его жизнь. Рауд решил, что стройка будет долгой, и он рано или поздно узнает имя незнакомца. На следующее утро проснулись крестьяне, видят - уже лежат все стройматериалы на месте, на другое утро церковь стояла уже почти готовой. Призадачился Рауд - никак не думал он, что всего за три дня можно церковь построить. На смог он узнать имя незнакомца за столь короткий срок. Пошел он в последний раз в жизни в горы, чтобы полюбоваться красотами природы. Вдруг он услышал красивое пение девушки, которая пела колыбельную сыну: «Не плачь, сынок, завтра папа Финн придет - или солнце с луной, или кровь человеческую принесет». Смекнул тут Рауд, что это трольчиха с трольченком, а муж ее никто иной, как строитель церкви. На третье утро проснулись крестьяне, смотрят - церковь почти готова. Рауд говорит строителю: «Какой ты молодец, Финн, такую церковь построил!», а другие крестьяне как начали звонить в колокола (а все тролли боятся колокольного звона!). Не понравилось это троллю, схватил он свою семью и убежали они в другие горы.


а это - памятник даме - собирательнице фольклора Olea Crøger около церкви. Видать, записывает ту самую историю у местной крестьянки.


самая старая из сохранившихся церквей (1130г.) - в Урнессе




а самая интересная и запоминающаяся - в Боргунде


Отличительная особенность церкви - скульптурные изображения драконов на коньках крыши. Прямо как на драккарах.


Две из четырех драконьих голов смотрят на запад, а две - на восток.


Построена предположительно в 1150-80 гг. в честь апостола Андрея Первозванного, в качестве строительного материала был частично применён ясень, священное дерево в германо-скандинавской мифологии: его мифологический прообраз, ясень Иггдрасиль (Мировое Древо скандинавов), соединял небо Асгард и землю Мидгард с царством мертвых Хель. Именно вокруг кроны этого ясеня была построена Валгалла, обитель скандинавских богов и героев, павших на поле боя.



(то есть сколько викинга не крести, он все равно в Вальхаллу смотрит)

средневековье, Норвегия, Скандинавия

Previous post Next post
Up