Царь обезьян является главным героем романа У Чэн-эня «Путешествие на Запад», одного из четырёх китайских литературных шедевров, созданных во время династии Мин (1368-1644 гг.). В романе повествуется о монахе Сюань Цзане (монахе Тан) и его путешествии в Индию. Он и его ученики отправились туда за священными буддийскими писаниями. На пути они столкнулись со многими испытаниями и лишениями. Используя силу и обман, мириады демонов и злых духов пытались остановить их, но в конце концов благочестивые паломники возвратились в Китай со священными писаниями.
Среди попутчиков Сюань Цзана, кроме Сунь Укуна (царя обезьян), была свинья Чжу Бацзе и белый конь-дракон, их сослали в человеческий мир за грехи, совершённые на небесах. Милосердная богиня Гуаньинь дала им последнюю возможность искупить грехи и вернуться в небесный мир. Для этого они должны принять буддизм и защищать преподобного Тана во время его паломничества.
Рождённый из скалы царь обезьян обрёл сверхъестественные способности под руководством даосского мастера. Он овладел многими магическими техниками и даос дал ему имя Укун, означающее «познавший пустоту». Имея большую силу и полный озорства, царь обезьян создавал хаос на небесах и на Земле, когда сердился.
Нефритовый император Неба пытался успокоить его, давая ему благоприятные звания. Однако царь обезьян посчитал, что они имеют низкий статус, и сам присвоил себе звание Великого небесного мудреца, соперничая с Буддой. Заносчивый бунтарь, царь обезьян устроил ещё больший хаос в небесном дворце.
За эти проступки его заточили под горой Пяти стихий на 500 лет. Когда монах Тан проходил мимо, царь обезьян понял, что это подарок от богини Гуаньинь, он поклялся в верности монаху и его священной миссии. Монах освободил Укуна и взял с собой. Сунь Укун скоро доказал свою полезность и преданность монаху. Маскирующиеся демоны не могли обмануть его, он не поддавался искушениям красотой или богатством и много раз спасал преподобного Тана от опасностей.
Однажды монах Тан и его ученики проходили по хребту Белого тигра, где жил демон Скелет. Чтобы помешать Тану, демон превратился в молодую красивую девушку. Царь обезьян тут же понял, что это демон, и убил «девушку». Монах Тан пришёл в ужас от, казалось бы, необоснованной жестокости Сунь Укуна. Не успел царь обезьян объяснить, почему он так поступил, как демон тут же превратился в подобие матери девушки. Сунь Укун убил и её. Монах был вне себя. Тут демон превратился в отца девушки. На этот раз царь обезьян уничтожил демона полностью. Преподобный Тан, обманутый призраком, в гневе прогнал царя обезьян.
Несмотря на то, что монах его незаслуженно обидел, царь обезьян остался верным преподобному Тану и защищал его во время всего путешествия. После преодоления 81 препятствия и невзгод группа, наконец, возвратилась в Китай со священными писаниями. В качестве награды за великие достижения царь обезьян получил звание «Будда, побеждающий в борьбе». Эта история имеет глубокие корни в китайской культуре и китайской философии. Она оказала глубокое влияние на развитие всей китайской литературы.
... и неожиданное
вот тебе и раз, после рождения Сунь Укун встретился с пандой!!!!