Новый год в особняке на Смирнова на Тверском бульваре

Jan 19, 2016 19:46

На этих новогодних каникулах образовалась прекрасная возможность попасть в особняк Смирнова на Тверском бульваре.


и заглянуть краем глаза в мир прекрасной эпохи




В 1821 году это был нарядный ампирный особняк с двумя отдельно стоящими флигелями, типичный представитель застройки Тверского бульвара пушкинского времени. Чуть позже дом сросся с флигелями, а в 1901-1903 годах Федор Осипович Шехтель перестроил его по заказу известного винозаводчика Смирнова. Он изменил постройку всего лишь несколькими штрихами, которые тем не менее придали ей совсем иной характер.

Амбициозный коммерсант Петр Петрович Смирнов, внук московского кабатчика, в 1904 году ставший единоличным владельцем знаменитого торгового дома «П.А. Смирнов в Москве», неспроста прикупил себе усадьбу по соседству с домом градоначальника. Роскошь интерьеров должна была соответствовать статусу «новой русской» элиты начала ХХ века. Парадная анфилада дома, словно ряд театральных декораций, позволяющих путешествовать по историческим эпохам, отраженным в разностильной архитектуре залов. Подобный ход также удобен для заказчика, не определившегося в собственных вкусовых предпочтениях, - позволяет не вызвать ничьей укоризны, а заодно дает возможность прослыть энциклопедистом.

Архитектором он пригласил знаменитого тогда Федора Шехтеля. С ним Смирновы уже были знакомы. Он строил для их семьи. Петр Петрович поставил перед ним задачу создать достойное и красивое жилище для семьи с сохранением многоуровневого причудливого внутреннего устройства особняка. Но Смирнову хотелось, чтобы его дом стал украшением бульвара и выделялся на фоне остальной застройки. Поэтому Шехтель много внимания уделил именно уличному фасаду, при этом его дворовый фасад был предельно прост.


Доминантой бульварного фасада был, безусловно, большой кованый балкон-корабль, как бы плывущий над прохожими -  излюбленная Шехтелем морская тематика.. В него выходила парадная зала.


Второй доминантой был высокий аттик с вытянутыми витражными окнами и картушем с монограммой владельца. Первый этаж был хозяйственным, а во втором Шехтель сделал великолепную анфиладу парадных залов и жилых комнат Евгении Ильиничны и Петра Петровича. Детская половина располагалась в мансарде. В дворовых постройках жила прислуга, была конюшня, которая выходила на Малый Гнездниковский переулок.


На новогодних каникулах в особняке уютно разместилась выставка "Сказки Гофмана".


(может быть, это Песочный человек, кстати? или кто?)


Парадная лестница была сделана из белого мрамора, балюстрада ее напоминала набегающую волну - любимый прием мастера. На втором этаже лестницы было сделано огромное окно с фасетным стеклом, которое переливалось всем цветами радуги в солнечную погоду. В вестибюле гостей встречали большие парадные портреты хозяев особняка. Все залы парадной анфилады были сделаны в разных стилях. Сын Петра Петровича потом вспоминал, что изучал историю и историю искусств по этим залам.

Парадная столовая была в романском стиле с деревянным панелями на стенах, цилиндрическим сводом потолка, мощным камином с двумя приземистыми колоннами. Свет в столовую проникал через тройное стрельчатое окно с витражами.






В оформлении потолка использован кельтский орнамент. (Люстра - военный трофей, привезенный из Германии в 1945 году)


Большая гостиная, где хозяева устраивали большие приемы, музыкальные и театральные вечера, была выполнена в классическом стиле, богато украшена лепниной, покрашенный в зеленоватый цвет. В роспись потолка Шехтель поместил монограмму-вензель Евгении Ильиничны.









Над аркой прохода в другую часть зала находится скульптурная консоль, изображающая "Битву дракона и собаки"


известный масонский символ противостояния мира реального и мистического, их битвы за человека. Если подумать, Гофман тут в тему.


часто встречающаяся у Шехтеля тема дьявола


Самый большой решен в египетском стиле. Он перекрыт куполом, в центре которого - изображение солнечного диска.


На стенах Египетского зала располагались два больших симметричных изображения музыкантов, на месте одного из которых в советские годы была пробита дверь. Уцелели лишь несколько линий по сторонам проема, угадать сюжет рисунка было невозможно. В поиске похожих мотивов реставраторы заглянули в старинный альбом по искусству Египта и нашли там изображение, очень близкое сохранившемуся в доме Смирнова. На противоположной странице была репродукция еще одной фрески с арфистом. Реставраторы скопировали ее на стену зала, и она идеально «срослась» с остатками утраченного рисунка.






Две мощные египетские колонны отделяли зал от коридора. Этот зал построили специально для проведения художественных выставок.

Хозяева предпочитали реалистическую живопись, что не очень сочеталось с египетским декором зала, по мнению Ильи Репина. Для Петра Петровича Шехтель сделал кабинет в готическом стиле, а для Евгении Ильиничны изящный будуар.


Доминантой будуара был парусный потолок весь украшенный лепным орнаментом из роз.


В оформлении розовой гостиной Федор Шехтель применил новый тогда прием освещения - в лепнину потолка с растительными мотивами по периметру были вставлены лампочки в виде распускающихся бутонов.

В этой лепнине с двух углов были изображены изящные женские фигуры в туниках.


Невероятно замечательно сохранившаяся шехтелевская дверь с листьями каштана


Во всех помещениях была красивая мебель, картины и другие милые сердцу вещички. Был сделан большой зимний сад с диковинными растениями и небольшой зверинец.


Не иначе как в память о том зимнем саде на выставке бурно распустились новогодние композиции.


и это значит, что не за горами весна.

моя Москва, модерн

Previous post Next post
Up