Котор. Часть 2 - улочки, соборы, гербы.

Aug 31, 2015 20:08

Самый большой отпечаток на вид города наложило, пожалуй, то время, когда им владели венецианцы.


ну чем не Венеция?







Дворец Пима - одно из самых красивых зданий старого города Котора. Дворец построен в 17 веке после разрушительного землетрясения 1667 года. Пима- знатная которская фамилия, среди представителей этого рода были поэты, юристы. Нижняя терраса построена в стиле ренессанс, а окна и балкон в стиле барокко. Верхний балкон - самая ценная деталь экстерьера, он крепится на 12 каменных опорах из корчульского камня, украшенного резным орнаментом, а чугунные перила - это искусная работа которских кузнецов. Герб семьи Пима над главным входом держат два парящих ангела.



Барельеф с гербом семьи Бизанти. Бескуча - род из соседнего с Котором села Прчань, который разбогател в 18 веке за счет морской торговли и вошел в число местной аристократии, он также владел дворцом в Прчане, имел недвижимость в Венеции и Константинополе. Само здание было построено в конце 18 века, а портал ему достался от руин предыдущего здания, принадлежавшего роду Бизанти. Один из красивейших барельефов в Которе. С родом Бескуча связана одна легенда, касающаяся графа Йожо Бескуча, которую обычно рассказывают туристам. Куча по-сербски означает дом, Бескуча соответственно Бездомный. Так вот, граф якобы сильно стеснялся своей фамилии, что хотел построить еще 99 домов и переименоваться в Стокуча. Было ли так на самом деле или это просто фантазии, мы не знаем, в 19 веке род Бескуча прекратился, его дом отошел в собственность муниципалитета Котора, там располагался городской суд и его архивы.

вот тут сидел венецианский наместник






Часовая башня на площади Оружия (1602). У подножия башни - позорный столб, перед которым ставили осужденных и зачитывали им приговоры.


узенькие улочки Котора совершенно очаровательны.








Романтично и даже несколько загадочно

Церковь Святого Луки была построена в 1195 году богатым феодалом по имени Мауро Казафраги. Храм соединил в себе черты византийской и романской архитектуры, а позже - два алтаря различных конфессий.



В середине XVII ст. церковь стала местом убежища православных христиан во время вторжения в город турецких захватчиков. После того, как город перешел под власть венецианцев, итальянцы разрешили проводить в храме богослужения, но не только православные, а еще и католические. С тех пор церковь Святого Луки является образчиком религиозной толерантности. В храме есть два алтаря - католический и православный.

Церковь Св. Михаила. Прямо напротив нее находится бывший монастырь Богоматери Ангела.




Первые упоминания о храме датируются 1166 годом. Именно тогда происходило освящение Кафедрального Собора в присутствии аббата Св. Михаила Которского, Петара, а сама церковь являлась составной частью аббатства.

Церковь св. Озанны или св.Марии от реки


Построена на месте одной старохристианской базилики, от которой рядом с основанием, были обнаружены остатки мебели церкви и купель, которые можно увидеть в ризнице на уровне 1,5 метра ниже существующего пола. Сегодняшняя церковь была построена в 1221 году. В храме хранятся мощи Святой Осанны Которской - еще одной небесной покровительницы Котора.

Церковь Святой Клары, бывший францисканский монастырь, несмотря на малые размеры и непритязательную внешность своего фасада, может похвастаться одним из самых красивых интерьеров среди всех которских зданий. Кроме того, в наследство от старого монастыря ей досталась богатая ризница, где сегодня хранится большое количество старинных предметов и произведений искусства.
Кафедральный собор, построенный в начале 12 века и посвященный Святому Трипуну Фригийскому. Древнейший  на восточно-адриатическом побережии.



Мы можем видеть его в самом центре Каттаро на это старинной гравюре


Святой Трипун - не вымышленное лицо. Почитается не только католиками, но и православными.  Мало того - под именем Святой Трифон фигурирует в  романе "Князь Серебрянный" А.К.Толстого


"Народное московское предание говорит о том, что некогда государев (Ивана Грозного) сокольничий во время охоты в селе Напрудном упустил любимого царского сокола, чем вызвал гнев государя. Сокольничему было приказано в 3 дня сыскать сокола, иначе он должен был заплатить за него головой. Сокольничий, потратив 3 дня и вконец устав, горячо молился своему небесному покровителю мученику Трифону, а затем уснул на берегу Великого пруда. Во сне сокольничему явился Трифон с соколом на руке. Проснувшись, сокольничий неподалёку от себя увидел сокола, и вернув его государю, был спасён, а на том самом месте, где явился Трифон, поставил обетную церковь".




Для установления прочных связей Константинополь начал "делиться" имеющимися святыми останками с городами восточно-адриатического побережья. Таким образом мощи Святого Трипуна попали в город Котор. Привезли их венецианские купцы, но конечно же не безвозмездно. Богатая Которская семья Сарацинисов выкупила у них святые останки и мало того, построила на свои средства небольшую церковь, в которой и хранились они долгое время. Произошло это в 809 году.


Очевидно, вера в помощь и целителую силу святых останков была так велика, что почитателей Святого Трипуна становилось всё больше и больше. Небольшая церковь уже не вмещала всех прихожан, поэтому жители Котора в 1124 году начали строить новую церковь. Через 42 года храм был освящен.


Храмовая площадь перед собором совсем небольшая. А ведь это одна из главных площадей Котора. В средние века здесь собирался весь народ и на церковные церемонии и для того, чтобы прослушать главные новости, решения суда и всё прочее. что было так важно в те далекие времена.


Частые землетрясения постоянно  разрушали храм, но жители Котора каждый раз восстанавливали своё любимое святое место, причем делалось всё это только за собственные средства. Правда, после катастрофического землетрясения в 1667 году, когда был почти разрушен фасад и колокольни, придать первоначальный облик собору не удалось. Одна колокольня так и осталась ниже другой.


недавно обнаруженные в соборе фрески датируются 14-м веком




а еще в соборе хранятся каменные барельефы и скульптуры древнехристианского, дороманского, романского и готического периодов 5-15 в.в.


павлин-мавлин... 10 век, между прочим.




10-й век, готиЧная Луна

P.S.«Когда мы приехали в Котор, стояла тихая, безветренная погода. Лодки покачивались над своими перевернутыми отражениями, и казалось, будто моря нет вовсе. По белым склонам гор скользили черные тени облаков, похожие на быстро перемещающиеся озера. - Вечером здесь достаточно вытянуть руку, и ночь упадёт тебе прямо в ладонь…»Милорад Павич
Это нам на будущее. Потому что вечерний Котор мы не видели.

Черногория, Балканы

Previous post Next post
Up