Образование - острая проблема, меня волнует и как педагога, и как родительницу, и как жену учёного. Решила подойти к ней с аналитической точки зрения. Совсем недавно (в 2010 году) Андрей Гейм и Константин Новосёлов получили Нобелевскую премию за создание графена. Оба они из России, образование получали в Советском Союзе, а добились результатов в Англии. Почему? Почему добились и почему в Англии? Ведь это имеет прямое отношение к образованию и науке. Вот я и решила проанализировать их автобиографии, чтобы понять, что было определяющим для них самих в формировании их личностей. Для этого прочитала то, что они написали для Нобелевкого Комитета о своей жизни
http://www.nobelprize.org/nobel_prizes/physics/laureates/2010/geim-autobio.pdf и
http://www.nobelprize.org/nobel_prizes/physics/laureates/2010/novoselov.html и выделила для себя положительные моменты, прежде в сего в школьном образовании. Это нечто похожее на case study.
Прежде всего, скажу, что в последнее время в России слышала такие мнения - «Подумаешь, миллион премии, ерунда какая, вон мой приятель - да для него миллион тьфу». Отражает состояние общественного сознания в России на данный момент - стыдно признаться, что не только ради денег хочется работать. Да и сумма на самом деле не иакая маленькая по западным стандартам. Но интересно, что вот Королеве английской их достижения показались довольно значительными, и она Гейму присвоила за заслуги перед наукой звание рыцаря-бакалавра с официальным правом прибавлять к своему имени титул «сэр».
В общем, я решила выделить моменты, которые мне кажутся важными в школьном и университетском образовании, а для этого перевела некоторые отрывки и выделила в них наиболее значимое. Судите сами:
Андрей Гейм
Лауреат Нобелевской премии по физике 2010 года, совместно с Константином Новосёловым один из первооткрывателей графена.
...Несмотря на омрачённую историю семьи, мне самому повезло родиться позже, и детство у меня было счастливым.
Моя мать была начальником отдела качества, а отец - главным инженером на заводе вакуумной электроники. Спустя два десятилетия многие Нальчике до сих пор помнят его как человека трудолюбивого и пользующегося всеобщим авторитетом. Настойчивость и трудолюбие - это качества, которые я, возможно, унаследовал от него.
... С другой стороны, математика преподавалась на очень высоком уровне, особенно в старших классах, в основном благодаря нашей учительнице Валениде Седневой. Я наверное, не осозновал этого в то время, но когда я взглянул на мои старые экзамены через несколько лет будучи студентом элитного вуза, был удивлён тому, насколько они были сложными. Для некоторых из них требовалось не только умение запоминать, а также воображение и нестандартный подход.
В шестнадцать лет я закончил школу с золотой медалью, и родители посоветовали мне пойти в самый лучший вуз, в связи с этим моё нимание привлекли несколько университетов в Москве.
... Я также вынес несколько полезных уроков из занятий с репетитором по литературе. Она сказала мне, что я пишу неплохо, но пытаюсь повторить или вопризвести мысли известных писателей или литературных критиков, не доверяя своим суждениям, боясь, что мои мысли покажутся неинтересными, или недостаточно важными и правильными. Она дала мне совет пытаться объяснять свои собственные мнения и испоьзовать цитаты только иногда, для подкрепления написанного. Этот простой совет оказался для меня неоценим - он поменял мой подход к изложению мыслей, и я преуспел в этом больше, чем мои сокурсники.
... Что было ещё более важным, так это то, что нас, как физтеховских студентов, заставляли мыслить и находить логику во всём, что мы изучали, в противоположность простому заучиванию фактов и цифр.
Кроме исследований, моими хобби были альпинизм и байдарки. Каждый год я проводил более месяца в горах и на реках в самых разных уголках Союза.
К моменту моей кандидатской экпериментальная наука в Союзе пришла в такой упадок, что считалось единственно возможным способом достичь славы для экспериментального учёного это подтвердить теорию, придуманную заметным советским теоретиком.
(к сожалению, в пост-советское время никаких влияний в науку долгое время не делалось, поэтому даже и тот уровень казался недостижимым. Вместо реформ - затаптывание в грязь)
Константин Новоселов
Роился в Нижнем Тагиле, небольшом промышленном городе на Урале.
... Нагрузка на нашу кухню снизилась, когда я достиг более высоких резудьтатов в учёбе, и мою страсть к таким экпериментам поддержала моя учительница по физике, Людмила Расторгуева, которая дала мне полную свободу с обрудованием в нашей лаборатории по физике. Кроме того, она вместе с моей учительницей по математике познакомила меня с заочной школой МФТИ (физтеха), и подтолкнула к участию в олимпиадах по физике и математики на разных уровнях. Другим источником информации и вдохновения для меня был журнал «Квант», серия фантастических книг и переведённых тексов Мартина Гарднера. Но было бы неправильно сказать, что я ограничивался лишь литературой по физике и математике, будучи увлечённым книголюбом, в школе я очень любил Пастернака, Пушкина, Джека Лондона, Уэльса, Джером К Джерома, Льюиса Кэролла и Марка Твена (хотя мом вкусы со временем сильно изменились)
Выводы, которые бы я сделала для выбора системы образования - советская система дала им замечательное образование, и самым достойным было внимание и поддержка учителей по физике и математике, высокий уровень преподавания математики и физики, общий высокий уровень по литературе. Кроме того, важным было уважение в обществе к интеллектуальному труду и труду вообще. Всё это не помешало, а было чрезвычайно полезно. Главное - сохранить . На самом деле сейчас выходцы из Союза получают научные премии и призы по всему миру в самых разных областях науки и техники. Многие из них очень жалеют, что не могут сделать это в своей стране.