В литературном клубе, как всегда онлайн, обсуждали «Пищеблок» Алексея Иванова. Книгу решили почитать после понравившегося исторического романа этого автора «Тени тевтонов». Действительно сильный писатель и по поднимаемым темам, и по стилю.
Тема «Пищеблока» - каждодневная жизнь в пионерском лагере летом 1980 года, когда проходила Олимпиада в Москве, но первая половина книги не затянула меня, хотя автор мастерски воспроизводит детский фольклор того времени и дотошно описывает все подробности устройства пионерского лагеря. Постепенно атмосфера в книге меняется, и мы вместе с главным героем Валеркой узнаём о страшной тайне, лежащей в основе поведения некоторых детей и взрослых.
Впервые читала произведение
с вампирами, но в данном случае эта мистика, вошедшая в моду благодаря Голливуду, использовалась для объяснения того непростого морального состояния общества позднего СССР, которое мало кому удалось проанализировать. Мы сошлись во мнении, что Иванову удалось ухватить суть - попытаться объяснить причину загнивания (ведь тогда такое слово во всю использовалось) позднесоветского общества, используя мифологию вампиров.
Навязанная сверху идеология вызывает отвращение у большинства, и ее позитивные ценности перестают быть основой для привлечения наиболее активных. В основном наверх идут те, кто готов играть по «вампирьим» правилам. Так везде и всюду, но автор хочет донести мысль, что должна быть альтернатива доминирующей идеологии.
Вспомнили, что в конце 1980-х в Комитет Комсомола очень многие вступали, чтобы достичь своих личных целей- сделать хорошую карьеру, иметь возможность съездить за границу и т.д. Но ведь были и те единицы, которые верили в то, что таким образом смогут сделать что-то полезное для общества.
А вообще описание лагеря, конечно, всколыхнуло целый пласт воспоминаний, ушедших на самое дно памяти. Кто-то вспоминал, как ездил в пионерлагерь вожатым, например, нас посылали после второго курса института, и я именно тогда в первый раз узнала, что представляет собой эта жизнь. Недавно раскопала фотографии, где фотографировала пионеров в автобусе, и сама стою с пионером. Лица такие воодушевленные, уже и забыла... Мне все нравилось, но вот действительно, навязшие в зубах идеологически правильные названия отрядов и т.п. раздражали.
Неожиданно и молодое поколение, которым до сорока, тоже делились впечатлениями: пионерлагеря стали просто летними, суть осталась. Подруга говорила, как ей сначала не хотелось туда ехать, а потом жалко было уезжать. Действительно новый опыт всегда полезен. А кому-то лагерная жизнь показалась отвратительной.
В необыкновенно интересной дискуссии с автором «Пищеблока» и людьми разных поколений обсуждается, как сам писатель соотносит вырождение идеологии и развал Союза, и интересно послушать, что думают совсем молодые и даже юные о пионерии- поразительно, что многие родители вырастили детей, которые хорошо относятся к идее пионеров.
И ещё важный, как мне кажется, аспект, о котором мы говорили, - черно-белое мышление, характерное и для того времени (кто не с нами, тот против нас), и перенесенное в наше (если не думаешь определённым образом, значит, непорядочный человек).
https://m.youtube.com/watch?v=q4dqQxHh4WY В заключение, «Пищеблок» оказался книгой, поднимающей глубокие и даже философские проблемы именно нашей реальности, наследнице советской, которые почему-то мало кто исследовал.
Автор даёт свой ответ на вопрос, в связи с чем так быстро общество отказалось от идеологии, которая, казалось, будет существовать вечно.
Но хотелось бы больше художественных произведений, исследующих похожие вопросы - например, почему общество поменялось на свою противоположность так быстро.
И еще мне все же не совсем понятно, почему так много брошенных пионерлагерей.
А у вас какое отношение сейчас к пионерским лагерям?