"Плоды просвещения" в постановке театра Маяковского как зеркало жизни

Apr 01, 2016 10:52

Все собиралась написать о "Плодах просвещения", пьесе Толстого, поставленной в театре Маяковского. Несмотря на то, что уже прошло почти две недели с того времени, как мы сходили в театр, впечатления только усиливаются.
Спектакль оставил чудесное впечатление: игра талантливых актеров - и известных Игоря Костолевского, Светланы Немоляевой, и всех других в пьесе об эпизодах из жизни одной дворянской семьи в самом конце 19-ого века настолько тонкая, гармоничная, интеллигентная (это слово нашла в отзыве о спектакле, поставленном Станиславским в 1891 году), и  комичная в нужные моменты, что приятно возвращаться в памяти к сценам из постановки.

Без надрыва, с юмором и любовью к своим персонажам актеры воссоздают уклад жизни в благословенной, как многим теперь кажется, России более чем вековой давности. Три мужика из курской деревни приходят в барский дом просить о продаже земли. Но хозяин заломил непосильную для крестьян цену в тридцать две тысячи рублей и не желает давать рассрочки ходокам, собравшим всем миром четыре тысячи. Хотя, впрочем, земельный вопрос его мало интересует, он занят поиском медиума для спиритического сеанса. Супруга хозяина впадает в ужас, видя грязных немытых мужиков в своем доме, она боится, что они принесли инфекцию из Курской губернии, где гуляет холера, и хочет их выгнать, но девушка-прислуга, тоже из деревни, придумывает, как всё устроить.

В рецензии на этот спектакль в конце 19-ого века  современник писал: "Какая правдивость взгляда на жизнь, какая широта взмаха гениального художника видна во всей пьесе!"

И как же всё-таки хорошо, что хотя бы на поверхности жизнь теперь не напоминает ту, в которой барыня объясняет мужикам, что по ним ползают козявки, и что после их посещения необходимо весь дом промыть специальным раствором.

Одним из режиссерских решений в постановке спектакля стало зеркало, обрамляющее всю сцену, в овал которого смотрятся заходящие в господский дом персонажи пьесы. Но что интересно, в это же зеркало смотрят и зрители. Может, это намек?

В одной из современных рецензий на спектакль нашла следующие слова: "В "Плодах просвещения главной темой стала тема зеркальных отражений-перевертышей. Собственно, главный источник комизма в пьесе Толстого - не столько ее водевильный сюжет, но именно этот сдвиг-отстранение в восприятии чужого мира. Мужики в глазах господ, господа в глазах мужиков... Тема отражения в чужих глазах, в которых совсем не хочется себя узнавать, - одна из главных примет дня сегодняшнего, где каждый, завернувшись в кокон, не хочет ни понять, ни хотя бы посочувствовать оппонентам".
Не думаю, что каждый не стремится понять другого, и я чувствую по своим френдам здесь, что это не так, но вот одна из примет поведения многих людей в жж , как мне кажется, - отфрендить человека, если его восприятие не соответствует твоей картине мира.

Впрочем, что замечательно, так это отсутствие непосредственных нравоучений в пьесе, каждый выносит для себя то, что понятно и близко ему. Постановка  Карбаускиса посвящена Фоменко, поскольку это была одна из первых работ знаменитого мастера, но я не смотрела и сравнивать не могу.

Во время спектакля снимать не разрешалось, сделала подобие снимка во время выхода актеров в самом конце. На заднем плане видны три крестьянина:


Россия, Русский театр, Театр

Previous post Next post
Up