Встречи с дикими животными

Dec 28, 2023 10:49

Горнолыжный спуск в Румынии в сопровождении игривого медведика (владелец запретил просмотр видео где-либо, кроме как на ТыТрубке, поэтому будьте любезны по ссылке).

Ну раз пошла такая пьянка, решил тоже просуммировать свой скромный опыт подобных встреч. Естественно, не буду вспоминать случаи с собаками (хотя они иногда почти что волки, а то и хуже), деревенскими курами, гусями (те ещё динозавры, если им чем-то не угодить), и уж тем более со всякими там ёжиками, котиками, еврашками, ящерками, жуками, пауками и муравьями. Берём крупноразмерный класс.

Итак, первый случай встречи у меня половинчатым вышел, сам я даже не успел увидеть зверя. Это был также первый мой сплав, по рекам Ладва и Свирь (северо-восток Ленобласти), сентябрь 2001 года. Шёл не в одиночку, а с друзьями. Несмотря на нашу неопытность, всё прошло вполне гладко, без эксцессов. Местами мы устраивали себе днёвки по 2-3 суток, если место было красивое, никуда не торопились и вообще оттопыривались знатно. Мы были такие лохи, что нам казалось нормальным брать в поход (вы сейчас будете смеяться) такие предметы как сковородка и пакеты с блинной мукой! Ни в чём себе не отказывали! Периодически жарили блины, вымачивали их в сгущёнке, а потом страшно ужирались этим безобразием. Мы называли это сгущёнычными оргиями. И именно в процессе жарки блинов, когда у сковородки диджеил именно что автор этих строк, произошла встреча с диким зверем. Я сидел на краю опушки, спиной к лесу, а остальные лицом ко мне. И вот, варганя уже n-ый блин, замечаю, что мои друзья-товарищи нереально синхронно встают на ноги и таращатся куда-то мне за спину. С запозданием повернул голову и я. И ничего, кроме ожидаемой стены зелени, не увидел. А они мне и говорят: "У тебя за спиной кабан высунулся, всхрюкнул и убежал обратно!". Видимо, гремя сковородкой, я и не услышал этого всхрюка. Отсюда мораль - не берите с собой в походы всякого избыточного!

Ещё один половинчатый случай произошёл в марте 2004 года. Мурманская область, Кицкие тундры, лыжный поход. У нас с собой была сшитая на заказ просторная палатка и сваренная на заказ же походная печка. Каждую ночь мы, четыре молодые человеческие особи, по очереди дежурили возле огня, подбрасывая дровишек в ненасытную пасть нашей буржуички. В одну из таких ночей, где-то в четыре утра, меня будит Саша для смены, я вяло прихожу в себя, и тут он выдаёт мне историю, которая сразу бодрит похлеще кофеина. Почти всю его смену возле палатки подвывали и странно перетявкивались волки. В какой-то момент он хотел всех будить по тревоге, но вроде улеглось, зверьё отчалило в неизвестном направлении. Первую часть своей вахты я сидел, внимательно вслушиваясь в окружающее пространство. Но ничего, кроме треска дров, шума пламени и каких-то незначительных звуков, так и не обнаружил. На улице стояла морозная и совершенно безветренная погода - тишь да гладь. Под конец стало смаривать в сон, а там и солнце встало, и друзья стали отлипать от ковриков, морально готовясь претерпеть тяготы и радости очередного ходового дня. Но волка я в тот раз всё же увидел. Мы выползли из-за очередной сопки, готовясь уже ставить лагерь, а тут стоит он. Серый, размером немного крупнее собаки средней величины. Посмотрел на нас полминуты с расстояния метров 30-40 и неспешно скрылся за складками местности.

Другой памятный случай - опять представители пятачковых. Велопоход, июль 2012 года, поля где-то между Новогрудком и Берёзовкой, Белоруссия. После дневного велозаезда свыше 120 км располагаемся в удобном местечке, ставим палатки, сидим в несколько осоловелом состоянии, пьём чай, разговоры всякие разговариваем. И тут, без каких-либо прелюдий, из ближайшей кустарниковой заросли выбегает кабанье семейство, где не только самка с кабанятами, но и самцы и, вроде как, подростки. (Мы не успели точно определить количественный состав стада, всё произошло стремительно). И всё это кабанье племя пробегает мимом нас в каких-то метрах 8-10, деловито похрюкивая и абсолютно никак на нас не реагируя, словно мы пустое место. Через несколько секунд зверики скрылись в противоположной кустарниковой заросли, и всё стало как прежде. На какое-то непродолжительное время воцарилась немая сцена. А потом мы пришли к консенсусу, что будет лучше, если мы просто впишем это событие в цепочку приключений того дня и весело охренеем с произошедшего, ибо так конструктивнее что ли.

Следующая встреча - с медведем. Кавказ, хребет Абишира-Ахуба, май, 2015 год. Пеший поход. На четвёртый ходовой день, едва собрав лагерь и отойдя от места ночёвки километра на два, попадаем в красивое место с водопадиками. Естественно, все дружно стали щёлкать это ландшафтное роскошество. А потом, вроде бы я первым заметил и обратил внимание, что к нам сверху, с того самого перевала, куда нам нужно, скачет лошадка. (Мы до этого уже встречали в этой местности коняшек на выпасе). Были видны только самый верх головы и ушки, остальное было упрятано за вышележащими складками местности. "Ой, лошадка", - сказал я не без некоторого умиления и решил не зачехлять фотоаппарат. Один из участников нашего приключения по имени Арсений (некоторым читателям этого журнала он знаком) сразу согласился с моим наблюдением. Через несколько секунд бега животного картина кардинально поменялась, так как стало очевидно, что вместо лошади на нас бежит медведь! Да так увлечённо, что нас он не заметил, хотя расстояние до него сократилось до каких-то 300-400 метров и продолжало уменьшаться. Было принято решение наорать на зверюгу. "Э, сюда иди!". "Семки есть?". Смех смехом, а помогло. Медведь применил экстренное торможение и воззрился на нас. Потом, явно озадаченный, сел на снег и стал похож на огромную собаку. По нему было заметно, что он взвешивает перспективы и оценивает варианты. В нашем же стане Арсений в это время проводил разъяснения, не допуская разрастания плохих мыслишек, аргументируя за наше спокойное отношение к происходящему довольно просто: нас много (нас было пятеро) и мы скучкованы. Я говорил потом (задним умом все крепки, ага), что можно было бы двоим влезть на плечи троих нижестоящих. Так бы мы выглядели крупнее и хищнее супротив своего обычного облика. Ну и ещё напомнил, что медведя можно испугать резкими звуками. Например, заорать фальцетом так, чтоб кровь из ушей. Зато живым останешься. Но всё это не понадобилось, т.к. медведюшко оказался всё-таки не настолько голодным, чтоб пускаться во все тяжкие, втравливаясь в сомнительную драму под названием "сегодня кто-то должен умереть". А даже задал немного дёру по склону вверх в перпендикулярном направлении к нашему предполагаемому пути. Потом зверь поднялся ещё выше и через некоторое время скрылся из вида. Помнится, мы предполагали, что он может пойти по нашим следам просто из любопытства. К тому же, тогда была весна, он недавно вышел из анабиоза, наверняка голоден, для него жизненно важна охота. Но, как показали дальнейшие события, всё это оказалось пустыми страхами. Честно говоря, за весь этот короткий, но интенсивно проживаемый момент времени, когда мы стояли своими мордами навстречу медвежьей морде, мне так и не удалось почувствовать никакого страха. То ли аргументы друга подействовали, то ли общее спокойствие в группе, то ли ещё что, но я всё это время фотографировал медведя. Но когда мы потом продолжили карабкаться на перевал, я на всякий случай периодически мониторил обстановку за спиной. Мало ли что. А друзья, знакомые и родственники, которые потом стали в курсе этой чУдной встречи на лоне природы, конечно же склоняются к одной очевидной мысли: "Да вам (мудакам) просто повезло!".

А последнее из значительных встреч произошла с лосем. Причём, у меня даже сохранилась точная дата (21.03.2021) и фото места, где это произошло, но не фото самого зверя. Поехали мы, стало быть, со всё тем же Арсением закрывать лыжный сезон в Сергиево-Посадский район Московской области. Погода и дорожные кондиции были замечательными: небольшой минус, преимущественно солнечно, снег чистый, белый, тропы укатаны. Вот, было как-то так:

Вот именно по этой тропе я вырвался вперёд, она дальше круто заворачивала вправо, Арсений перестал быть в зоне прямой видимости, я притормозил на природу полюбоваться, и тут из леса, что рос от левой части дороги, выходит в метрах пяти от меня здоровый такой лосяра и, не обращая на меня никакого внимания, чешет строго перпендикулярно моему направлению и скрывается за противоположной стеной леса. Через полминуты появляется Арсений, и только оставленные следы на снегу не дают прослыть мне сказочником. Всё произошло очень быстро, телефон не смог быстро достать обратно, который только что упрятал во внутренний карман куртки, а потом ещё модуль камеры пока прогрузился, животное уже растворилось. Успел только отметить ходульность его походки (ну а как иначе при такой глубине снега и такой длине ног) и характерный "лошадиный" такой запах. Также несколько поразил полный игнор моего существования; прям как те кабанчики в Белоруссии.

И вот этот характерный запашок, который источала лосиная туша, я уже имел сомнительное удовольствие обонять несколькими годами ранее. Это было начало зимы, снега было ещё мало, поэтому было решено ломануться по проверенному маршруту Петушки - Мишеронское ногами. Походик вышел весёлым, часто останавливались. То прибухнёшь, то подкуришь, то байку расскажешь или прослушаешь, а то и всё это сразу. В итоге мы (ещё Арсений и Миша) слегка запетляли, а в декабре темнеет очень рано, и вот мы стоим на лесной дороге уже после заката и поскрипываем мозгами над картой. Включив при этом налобные фонарики. Конечно же, при таком раскладе начинаешь хорошо видеть то, что очерчено световыми конусами, но совершенно слепнешь по отношениям к тем деталям, которые находятся в темноте. Стоим мы, значится, читаем карту, сверяемся по GPS-трекеру, и вдруг я чувствую резкий запах лошадиного пота. Не в первую секунду сообразил, что это и не лошадь, а лось где-то спрятался рядом за деревьями и радует нас своим призрачным присутствием. Стали крутить головами, пытаясь засечь животное, но не тут-то было, мы его так и не обнаружили. Заморачиваться с ненужными поисками не стали, снялись и пошли дальше. Надо сказать, что мы в тот раз оказались в Шатуре так поздно, что опоздали и на электрички, и на автобусы. Пришлось брать такси, но это совсем другая история.

Вот, собственно, и всё. В тропической Африке никогда не был (Египет не в счёт), поэтому слонов, крокодилов, бегемотов и прочих носорогов в естественной среде никогда не наблюдал. Живую здоровенную королевскую калифорнийскую змею держал в руках в выверенных музейных условиях в рамках выставки всяких экзотических домашних питомцев, а не боролся с ней насмерть, катаясь в пыли другого континента. Как оказалось, довольно милая и приятная на ощупь животинка, если её не бесить.