А вот недавно выкладывал в (довольно дурацкую социальную сеть) ин100грам несколько адских иллюстраций, надо бы и здесь продублировать.
Адское козлище. В книге Софьи Богдасаровой "Апокалипсис в искусстве", откуда я и взял все эти сцены, подписано следующее: "Димитр Попрадишки и другие. Зверь из моря, между 1880-1940 гг. Фрагмент фрески церкви святого Иоакима Осоговского (Македония)". Очень двусмысленная подпись. Я сначала было подумал, что это богомаз Димитр себя так во время попойки с этими некими другими изобразил. Ан нет - чудище морское. Но ведь не похоже ни разу на морское, явно сухопутная же козлина. Таких часто вечерами пятниц можно наблюдать, возле магазинов обычно трутся, надеясь на халяву.
"Аваддон и саранча". Миниатюра из Apocalypse en vers français, 1220-1270 гг. Муниципальная библиотека Тулузы.
"Войско саранчи возглавляет падший ангел, который был заключён в Бездне. Он первый из демонических сил, кто назван по имени - Аваддон (Губитель). В миниатюрах его рисуют с гадкой рожей (иногда с двумя - второй на брюхе; частая иконография для бесов), а также с перепончатыми крыльями, поскольку он всё-таки ангел. А так как он ещё и "князь Бездны", царь саранчи, на голове у него корона. Часто он возглавляет войско адских насекомых, сидя на особо крупной саранче - ещё один страшный всадник Апокалипсиса".
"История двух свидетелей". Миниатюра "Аусбургской книги чудес", Германия, ок. 1552 г. Частное собрание.
"Здесь история
двух свидетелей рассказывается целиком: слева - сцена убийства Зверем. Справа - оскорбительно непогребённые тела валяются на улице, горожане показывают на них пальцем. На заднем плане - сцена их вознесения".
"Поклонение образу Зверя". Миниатюра из Cloisters Apocalypse, Нормандия, ок. 1330 г. Музей Метрополитен (Нью-Йорк).
"Появляется следующий из главных зверей Апокалипсиса - Зверь из земли, он же "Второй зверь". Он является визуальной пародией на Агнца, но имеет два рога, а не семь. Двурогий Зверь из земли здесь уже не похож на белого Агнца, а становится более человекоподобным, похожим на чёрта. Этот Зверь - активный проповедник веры в Зверя из моря. Леопардовая фигура на алтаре - это не сам первый Зверь, а его образ, то есть статуя. Второй зверь соблазняет людей поклоняться этому образу, то есть впасть в грех идолопоклонства. На заднем плане отказавшиеся принимают мученическую смерть.
"Ангел, стоящий в солнце". Миниатюра из Apocalypsis cum figuris, 1275-1300 гг. Национальная библиотека Франции.
"Мрачный пир, на который ангел созывает стервятников пожирать врагов Христа - своего рода противопоставление
радостному брачному пиру Агнца. Хотя падалью питаются лишь определённые виды птиц, средневековые художники подчас устраивали в иллюстрациях настоящую орнитологическую выставку, с любовью выписывая все разновидности пернатых".
"Диавол и Звери ввергнуты в озеро огненное". Миниатюра из Cloisters Apocalypse, Нормандия, ок. 1330 г. Музей Метрополитен (Нью-Йорк).
"Огненное озеро изображено не реалистичными языками пламени, а в виде Пасти Ада. У неё две главные головы с огромными зубами, и несколько поменьше (у нижней границы миниатюры). Сбоку стоит серая фигура беса-помощника с кочергой. Между ними разместились три чудовища: слева видна часть леопардового туловища Зверя из моря, в центре крылатый Дракон с зелёными "нимбами", верхняя голова Ада жуёт Лжепророка".
По ассоциации вспомнился эпизодец один. В 2011 году посещал с друзьями Изборск и его крепость. И там, в Никольском соборе, который находится на территории крепости, подметили занятное. Какая-то усердная богомолка целовала все иконы подряд и дошла до иконы, в нижней части которой изображён чёрт, загоняющий дубьём грешников в ад. Ничтоже сумняшеся тётя приложилась устами и к чёрту. Один из друзей, назидательно воздвигнув перст свой указательный, изрёк: "И правильно, а то ещё неизвестно, куда попадёшь после смерти-то...".