Вестник эскулапа: загадочные болезни

Mar 13, 2020 17:03



"Английский пот, или sudor anglicus, был назван вполне удачно, потому что встречалась эта болезнь в основном только в Англии, и заболевший обильно потел. Впервые она проявилась в конце битвы при Босворте в августе 1485 года, которой закончилась война Алой и Белой розы, и английская корона перешла от дома Йорков к дому Тюдоров. Однако победа Генриха Тюдора была омрачена скоропостижными смертями его солдат, а также солдат побежденного Ричарда III от болезни, убивавшей людей за несколько часов. Симптомы были острыми и многочисленными, включая сильные головные боли, острую боль в спине, плечах, руках и ногах, расстройство желудка, большую жажду, сердцебиение и такую высокую температуру и обильное потовыделение, что больным казалось, будто они буквально сгорают.

Когда солдаты, заболевшие в битве при Босворте, приплелись в Лондон с поля боя, болезнь начала быстро распространяться среди жителей столицы. К ужасу аристократии и королевского двора она поражала не только бедных, но и богатых. Более того, похоже, аристократия ей была даже больше по душе, и представители ее умирали пачками от этой таинственной заразы. Но трущобы вечно больных нищих она, казалось, обходила стороной, во всяком случае эффект был не настолько драматичным. Отсюда можно сделать вывод, что последние уже до известной степени выработали иммунитет ко многим болезням и были некоторым образом защищены.

Тем временем Генриху Тюдору ничего не оставалось, как отложить коронацию, во время которой он должен был стать королем Англии Генрихом VII, и сбежать из Лондона от быстро распространяющейся болезни. Когда болезнь добралась до Оксфорда, она убила там столько народу, что университет пришлось закрыть, а студенты толпами покидали город, спасаясь от верной смерти.

Затем, осенью 1485 года, болезнь исчезла так же внезапно, как и появилась. И не на несколько недель или месяцев. О ней ничего не было слышно следующие 23 года. Однако летом 1508 года снова разразилась эпидемия, уничтожив множество людей так быстро, что Генрих VII еще раз был вынужден бежать из Лондона и держаться от него подальше, пока осенью того же года болезнь снова не исчезла.

В 1517 году Генрих VIII окончательно убедился, причем близко столкнувшись с ней, насколько кошмарна эта болезнь, когда она без всякого повода возникла в третий раз, и среди ее жертв оказался канцлер кардинал Уолси. Но кардинал отличался отменным здоровьем и выжил, хотя и заражался три раза!

Самая тяжелая эпидемия этой страшной болезни произошла в четвертый раз в июне 1528 года. На этот раз она не удовольствовалась уничтожением простого населения, а поразила будущую вторую жену короля Генриха VIII Анну Болейн (хотя она, как и кардинал Уолси, выжила). Этот страшный вирус с помощью уже зараженных людей, убегающих от болезни, перебрался через Ла-Манш и пошел косить людей в Европе, добравшись в 1529 году до Германии и позднее захватив Центральную Европу и Скандинавию. Он успел наделать много бед, пока так же таинственно не исчез.

Английский пот вновь появился в Лондоне в 1551 году и снова собрал большой урожай жертв, пока не исчез снова, на этот раз навсегда. С тех пор никаких сведений об этой страшной болезни не поступало ниоткуда. В 1718 году немного похожая болезнь, тоже вызывающая обильное потоотделение и названая Пикардийским потом, возникла во Франции. Но смертность в этом случае была неизмеримо ниже, и впоследствии медики достаточно убедительно классифицировали ее как болезнь потовых желез и назвали милиарной лихорадкой.

С другой стороны, не имея никаких физических образцов, которые можно было бы исследовать, и довольствуясь лишь письменными отчетами в работах, которым уже несколько веков, как, например, книга доктора Джон Кайуса, изданная в 1551 году и посвященная этой болезни, современные ученые-медики не в состоянии убедительно определить эту странную болезнь. Скарлатина, бубонная чума, неизвестная разновидность гриппа (сейчас наиболее популярная версия), малярия, тиф, менингит, возвратная лихорадка и даже комбинации из этих болезней фигурировали среди предложенных кандидатов, но ни одно предложение не оказалось достаточно убедительным.

Еще более любопытным, чем английский пот, можно считать фтириаз, который многие еще называют дурной болезнью. Термин был придуман в 240 году до н. э. Антигоносом Каристиусом и происходит от "morbus pedicularis" - педикулез. Потому что, как рассказал доктор Ян Бондесон в своей очаровательной книге "Шкаф медицинских курьезов" (1997), нет никаких доказательств, что эта болезнь, уже исчезнувшая, но когда-то вызывавшая панический страх, вообще существовала!

Сведения о случаях якобы фтириаза дошли до нас со времен Аристотеля (IV век до н. э.), который упоминал об этой болезни в своей знаменитой "Истории животных". Отдельные упоминания встречались и в медицинских трактатах немного более ста лет назад. По большей части описание симптомов фтириаза довольно последовательно. У больных на коже появляются воспаленные опухоли, иногда довольно большого размера, а если их вскрыть, то внутри можно увидеть скопление мелких вшей или насекомых, похожих на клещей, но никакого гноя.

По утверждениям некоторых ученых, многие исторические личности умерли якобы от этой отвратительной болезни. Их тела практически сгнили под воздействием этих насекомых. Среди таких жертв называются Ирод Великий, Ирод Агриппа, а также король Сирии Антиох IV Епифаний и несколько членов европейских королевских семей и знати. Однако, поскольку ранее считалось, что фтириаз насылается в качестве божественного наказания, историки-пуритане быстренько относили смерть любого непопулярного монарха за счет этой проклятой болезни.

Но каким все-таки образом вши попадали под кожу человека? Долгие века считалось, что они там возникают самостоятельно из плохих тканей или пота. Однако к XVIII веку вера в самогенерацию поугасла в связи с новыми открытиями в этимологии, связанными со вшами. Получалось, что эти насекомые, которые дышат воздухом, вряд ли могли выжить под кожей, да еще и отложить там яйца. Вместо вшей в виновники стали записывать вид клещей (крошечных паукообразных паразитов). Уильям Кирби и Уильям Спенс, британские энтомологи, даже предположили, что здесь может идти речь о неизвестном виде клещей.

В 1865 году профессор Фердинанд фон Герба, известный венский врач-дерматолог, тщательно изучив литературные источники, относящиеся к фтириазу, опубликовал внушительный доклад, состоящий, из нескольких частей в "Wiener Medizinische Presse", в котором он заключил, что подобной болезни не существует и все описанные случаи - плод предрассудков и богатого воображения. Хотя его выводы несколько месяцев обсуждались учеными в прессе, мнение профессора все же восторжествовало, и фтириаз позднее исчез из всех медицинских справочников и учебников.

Однако Бондесон считает, что такое решение было несколько преждевременным, особенно если учесть находки датского зоолога профессора А.К. Оудеманса, который тщательно изучил историю фтириаза и опубликовал статью в журнале "für Parasitenkunde" в 1940 году. Как легко догадаться, профессор не впервые вторгался в царство зоологических противоречий. Он успел уже к тому времени опубликовать целый том, посвященный большой морской змее, а также высказать свои соображения насчет того, что бескрылая птица додо вполне могла просуществовать еще долго после 1681 года, т.е. официальной даты ее исчезновения.

С профессиональной точки зрения Оудеманс был высококвалифицированным акарологом (специалистом по клещам). В своей работе по фтириазу он не только убедительно доказывает, что эта будто бы фиктивная болезнь на самом деле существовала, но предлагает и определенный вид клещей в качестве кандидата на "вошь", якобы вызывающую болезнь. Данный кандидат называется Harpyrhynchus tabescentium, он - единственный клещ, способный забираться под кожу, где преспокойно размножается, образуя колонию из особей разного возраста и размера. Более того, в связи с размерами, до которых могут вырасти образованные клещами опухоли, они могут иногда убить своего незадачливого хозяина, но если опухоли вскрыть, клещи в больших количествах выйдут наружу, хотя гноя при этом почти никогда не наблюдается. Короче говоря, заражение клещами этого вида, вне сомнения, сильно похоже на классическое описание фтириаза.

Но здесь возникает и одна серьезная проблема: заражение Н. tabescentium ни разу не было зарегистрировано у людей. Страдают чаще всего птицы, хотя изредка встречаются заболевшие кошки, белки и даже змеи, но отнюдь не люди. Тем не менее некоторые современные акарологи считаю заражение человека допустимым. Стоит также заметить, что сообщения о случаях фтириаза, все очень схожие друг с другом, дошли до нас из прошлых веков из районов, весьма изолированных, таких, как Скандинавия и Китай.

Бондесон, оценив все эти данные, пришел к выводу, что эта страшная, дурная болезнь, сейчас уже исчезнувшая, вполне могла существовать раньше, но вызывалась не вшами, а, скорее, Н. tabescentium. Даже если это и так, то, учитывая, что до сих пор полчища вшей живут и размножаются, кто может поручиться, что человечество навсегда избавилось от фтириаза, этой действительно дурной болезни, пусть не с зоологической, так с метафорической точки зрения?"

Карл Шукер, "Тайны планеты Земля",
Москва, 2000

historic, интересные факты, медицина, repost

Previous post Next post
Up