Природные катастрофы и их отображение в религиозно-спекулятивном мышлении на конкретных примерах

Mar 01, 2019 17:28



Картина сгенерирована сетью "Кандинский" 01.03.2024 по запросу "За что, Господи?"

Читаю сейчас книгу американской учёной (сейсмолога) Люси Джонс под названием The Big Ones. How natural disaster have shaped us. Название говорит за самоё себя, Джонс даёт обзор наиболее показательных, а не только наиболее известных, природных катаклизмов (извержения вулканов, землетрясения, наводнения и т.п. и т.д.), которые пережило человечество за последние две тысячи лет. Изложение идёт в хронологическом порядке, начиная со знаменитого извержения Везувия в 79 г. н.э. Затем следует описание Лиссабонского землетрясения 1755 года. А третьим по счёту - катастрофическое извержение исландского вулкана Лаки 1784-го. Так вот, помимо прочих всяких деталей (от чисто геологических до биографических), автор вплетает в фабулу и религиозный аспект, рассказывая довольно любопытные факты, которые я раньше не знал. Так, например, выясняется, что извержение Везувия началось на следующий день после проведения Вулканалий - римского языческого праздника, посвящённого богу Вулкану. Такая вот ирония судьбы. Наверняка плотно интересующиеся темой лишь хмыкнут (типа, ну кто ж этого не знал), но вот я как-то не отсекал сей факт. Правда, насколько это факт - ещё не совсем понятно. Дело в том, что дата извержения никогда не подвергалась сомнению из-за письменного свидетельства обстоятельств катастрофы Плиния Младшего, но в последнее время набрался кое-какой материальчик, который ставит его под сомнение. Во-первых, анализ одежды, в которую были одеты погибшие (получены гипсовые отпечатки с полостей, оставшиеся от тел), выявил, что она не очень-то вяжется с жаркой августовской погодой. Но тут такой себе аргумент. Мало ли, может, погода сильно испортилась в тот день. Во-вторых, были найдены следы от корзин с такими фруктами, которые никак не могли созреть в августе: гранаты, грецкие орехи и гроздья рябины. В-третьих, "в одной из комнат так называемого «Дома с садом» была обнаружена надпись углем с датой «16-й день до ноябрьских календ» - дня, который обозначал первый день нового месяца, то есть речь идет о 17 октября. Считается, в комнате шел ремонт, который закончили в двух других помещениях дома. Таким образом надпись была сделана за неделю до трагедии, которая вероятно произошла 24 октября, а не августа. В пользу этой версии говорит и тот факт, что такой недолговечный материал, как древесный уголь, не мог бы сохраниться на стене с предыдущего года". (Отсюда).

Но это я съехал с темы немного, вернёмся к религиозному аспекту. Значится, плохие они всё же жертвы Вулкану принесли, вот и доигрались; а вовсе не из-за наезда африканской плиты на евразийскую это всё произошло. А наверняка как-то так и подумали современники того извержения, ведь доминирующая на то время парадигма мышления и совокупность реальных знаний и не позволяла измыслить иного. Да и более чем полторы тысячи лет спустя, когда приключилось Лиссабонское землетрясение, мировоззрение абсолютного большинства людей было всё ещё в плену религиозных догм, предрассудков и тёмных суеверий, что и было наглядно продемонстрировано современниками того события. Дело в том, что Западная Европа в XVIII столетии уже была довольно чётко поделена на области и страны, где господствовал или католицизм, или протестантство какого-либо извода (от крупных конфессий типа лютеран и кальвинистов до всяких вычурных сект и секточек). И реакция в этих разных областях, как правило, чётко коррелировала с преобладающим там способом вероисповедания. Ситуацию усугубляла дата землетрясения - 1 ноября, крупный христианский праздник - День всех святых. Интересно, что королевская чета (Жозеф I и Мариана Виктория Испанская) избежала гибели лишь благодаря решению отстоять более раннюю мессу вместе с простолюдинами. И в 9 утра, когда проявились первые толчки, венценосные особы были уже довольно далеко от столицы. Остальной же "цвет общества" и прочие аристократы находились в соборах и церквях города, когда вдруг всё задрожало, стали падать на головы мощнейшие канделябры, массивные изваяния и другие детали интерьера. Естественно, возникла паника, давка, да ещё и огонь с упавших свечей начал перекидываться на всё, к чему был в состоянии дотянуться. Те, кто выбрался из рушившихся зданий, побежали к набережной. Оно вроде и логично, так как здания там стояли в стороне, открытого пространства много - чего ещё надо, когда строения из укрытий превратились в твоих убийц. Но люди в панике как-то не сообразили, что отхлынувшие воды из лиссабонского залива должны предвещать нечто ужасное. Как водится, сообразили поздновато, лишь когда узрели надвигающуюся на город стену морской воды. Противоборство всё тех же африканской и евразийской тектонических плит породило мощное цунами, которое обрушилось обширным фронтом на европейский и африканский континенты. Так, например, на марокканском побережье погибло порядка 10 тысяч человек. До южных берегов Британии дошли волны трёхметровой высоты, но это ни в какое сравнение не идёт с тем, что творилось в Лиссабоне, когда цунами рвануло вверх по руслу реки Тежу. В общем, что не было разрушено землетрясением и не было смыто водой, то чуть позже сгорело в пожарах, которые продолжались пять дней.

Естественно, стали искать виновных. (Ведь даже король, который был не чужд плодам Просвещения, восклицал: "Пошто, Господи?"). И довольно быстро их обнаружили. В католической Португалии, где иезуиты ещё имели кое-какую власть и авторитет, козлами отпущения оказались несколько десятков протестантов. Все они были подвергнуты фирменной процедуре auto da fé и сожжены на кострах. Надо отметить, что португальский вельможа Себастьяо Жозе де Карвальо, фактически правивший страной вместо Жозефа I, сделал очень многое, чтобы отстранить иезуитов от власти. И это ему удалось сделать окончательно чуть позже, успешно решив разразившийся после землетрясения кризис. Но здесь, воспользовавшись возникшими моральными разбродом и шатаниями, эти мракобесы с католицизмом головного мозга в терминальной стадии смогли всё же обстряпать свои паскудные делишки, казнив ни в чём не повинных людей. Видимо, совпадение даты праздника и некоторых обстоятельств (например, церкви разрушились, а бордели, стоявшие в более удачной локации и сделанные из дерева, остались целыми) с такой катастрофой оказалось слишком сильным раздражителем для спекулятивных контуров в умах большинства, чтобы списать случившееся на простое совпадение.

Лиссабонское землетрясение породило целую волну философо-религиозных дискуссий почти по всей Европе, чего раньше никогда не случалось. Встал вопрос о том, не слишком ли жесток Бог, не ошибся ли он с адресатом, а наиболее радикально настроенные умы вообще ставили вопрос ребром - Бога нет и, возможно, никогда и не было, а мы сами по себе. Так, например, Вольтер разразился поэмой "О Лиссабонской катастрофе", где явно отрицает идею благосклонного к своим чадам Бога (перевод с французского на английский):
What crime, what sin, had those young hearts conceived
That lie, bleeding and torn, on mother’s breast?
Did fallen Lisbon deeper drink of vice
Than London, Paris, or sunlit Madrid?

Всё это нашло благодатную почву в умах других великих мозгов того времени. Жан-Жак Руссо, приверженец натурализма, видел причины катастрофы не в божьем наказании или попущении, а в неправильном выборе человечества, сделанного по собственной воле, в выборе жить в городах с плотной скученной застройкой, поправ таким образом заповеданное нам жить широко и хорошо. Как говорится, если нет хлеба, то кушайте пирожные, да.

Протестанский же мир реагировал вполне предсказуемо, видя в погибели Лиссабона явственное указание на наказание Божье. За католическое идолопоклонничество мощам, образам, статуям, Папе, за деяния дьявольской Инквизиции. Так, например, основатель методизма Джон Уэсли писал: “И что мы должны сказать по поводу недавних событий в Португалии? Эти несколько тысяч зданий, эти множества человеческих существ теперь ничто! Такой великий город теперь обращён в руины! Не в этом ли проявляется Божье правосудие? Не этим ли он метит Инквизицию за пролитую ими кровь? Если это так и есть, то оно неудивительно, ибо здесь проливали кровь, как воду! Там, где столько храбрых людей умерщвлялись [Инквизицией] почти ежедневно самыми коварными и варварскими способами, днями и ночами, когда никому не было до этого дела и никто не принимал это близко к сердцу”. Однако, король Великобритании Георг II, не смотря на исповедуемое англиканство, немедленно отправил Португалии 100 тысяч фунтов (существенная сумма на то время). Но им двигали, видимо, исключительно политические резоны, так как Британская империя собиралась заполучить надёжного союзника в своей борьбе против Испании. Правительство кальвинистской Голландии отказалось помогать каким-либо образом, озвучив повторно версию справедливого Божьего наказания для католических идолопоклонников.

Читая про все эти факты, не мог устоять перед одним мысленным экспериментом. Как бы реагировали современные общества разных стран, разразись какой-либо масштабный природный катаклизм в США? Например, всё-таки рванул бы знаменитый Йеллоустоунский вулкан. Нет, понятно, что официалы всех стран стали бы выражать соболезнования с различной степенью искренности, а вот значительная часть так называемых “простых людей”, тут и к гадалке не ходи, поупражнялись бы в зубоскальстве олрайт. Правда, ровно до тех пор, пока следствия такого извержения не повлияли бы на ситуацию глобально. Аж уж сколько бы всяких шизотериков повылезало из всех щелей, сколько бы “духовных лиц” не приминуло бы возможностью погреть ручонки над разгорающимся пожарищем.

Третьим по счёту катаклизмом, описанным в книге, идёт печально известное извержение исландского Лаки в 1784 году. Извержение длилось 8 месяцев и привело к гибели 10 тысяч островитян и к кратковременной перестройке климата в Северном полушарии. В Исландии эту природную катастрофу помнят и изучают в образовательных учреждениях как одну из самых трагичных страниц истории страны. В общей сумме за весь период извержения вулкан излил почти 15 кубических километров лавы. Такими объёмами, например, можно залить «с головой» современный город-миллионник. Количество исторгнутых сопутствующих продуктов также потрясает воображение - в верхние слои атмосферы планеты попало 8 миллионов тонн фтористого водорода и примерно 122 миллиона тонн диоксида серы. Естественно, всё это дало о себе знать самым непосредственным образом. Во многих местах прошли кислотные дожди, уничтожая культурные насаждения и дикорастущую флору. Некоторые города накрыло ядовитым туманом. Разразившийся вслед за этими неприятными явлениями голод стал причиной болезней и смертей многих тысяч людей.



Как же в эту трагедию был вплетён религиозный аспект? Видите на карте населённый пункт с непростым (а какие у исландцев простые?) названием Kirkjubæjarklaustur? Название слеплено из трёх слов, поэтому такое и длинное. “Kirkjubaer” переводится как “церковная ферма” (“kirk”, “кирха”, “протестантская церковь” - вот это всё), а “klaustur” - это “монастырь”. Правда, к XVIII столетию Исландия уже была давно лютеранской, и, следовательно, никаких монастырей там не осталось, ибо монашество противоречит протестантским догмам. Но был процветающий посёлок, по тамошним меркам - город, с таким несколько анахроничным названием, с большой общиной прихожан, за которой чутко и самоотверженно присматривал местный пастырь - пастор Йон Стейнгримссон (Jon Steingrimsson). Самоотверженно - это без всякой иронии, потому как именно этот человек показал себя в дни извержения и последующие годы настоящим героем, который не отступился от провозглашаемых христианством моральных идеалов. Он очень много сделал в деле восстановления общины и поддержания морального духа, хотя сам получил от судьбы удар ниже ватерлинии, когда умерла его жена, скончавшись от отравления соединениями фтора и диоксида серы, которых в окружающей среде стало столько, что люди, домашний скот, дикие звери и речные рыбы умирали повсеместно на заражённой территории. Стейнгримссон позже признался, что имел сильное искушение совершить самоубийство, но он всё-таки нашёл в себе силы не делать этого. Спасла злосчастную общину случайность, без которой они не смогли бы пережить зиму, попросту умерев с голоду. (Местные власти почти полностью бездействовали, помощи от метрополии - Дании - практически не поступало). Случилось так, что они встретили стадо здоровых тюленей и забили их столько, что этого им вполне хватило до наступления лучших времён.

Но люди запомнили пастора Йона Стейнгримссона не за самоотверженное служение, а за явление “чуда”, на которое так падки многие умы. Дело в том, что 20 июля, когда лава от непрекращающегося извержения уже стала подбираться к населённому пункту, пастор собрал всех оставшихся в церкви и попросил “молиться Господу со всем благочестием, дабы Он не уничтожил нас в неподобающей спешке”. Он также призывал помнить, не смотря на все невзгоды, о величии Господа. Лава уже сползла в речную долину, где стоял Киркьюбаерклаустур, но перед церковью она остановилась и не пошла дальше. Этому есть вполне рациональное объяснение - холодные воды близлежащей речушки послужили естественной преградой, изменив русло течения лавы. Но люди хотели иметь хоть какую-то иллюзию контроля над ситуацией, предпочтя видеть здесь ответ Господа на неистовые молитвы. Именно благодаря этому данное событие осталось в исландской истории под названием “Огненная месса”, а сам Йон Стейнгримссон под прозвищем Огненного священника, буквально жреца-заклинателя.

Следующая глава в книге будет про Калифорнийское наводнение 1861-62 годов, но я ещё не дочитал и сомневаюсь, что там будет описано какое-либо проявление религиозной мысли. Но и описанного в предыдущих главах вполне хватило.

интересные факты, природные явления, социум, religious

Previous post Next post
Up