Шикарный пост от
yasyms в
Что видите на картине?. Дровосек, художник и ботаник видят лес совершенно по-разному. Даже профессиональных точек зрения об одной картине может быть несколько ...
Сейчас предлагаю вам посмотреть на картину Питера Пауля Рубенса "Дама в соломенной шляпе". Посмотреть картину и возможные профессиональные способы её описания. Дьявол, как известно, кроется в деталях. Итак, поехали!
Кто изображён на картине? Сусанна Фоурмен, дочь торговца гобеленами из города Антверпен, которая вышла замуж. Собственно, это её "замужний" портрет.
Прежде стоит сказать, что картина исторически обзавелась странным названием. Дама, как видно, вовсе не в соломенной, а фетровой шляпе с пером.
Причина такой несуразности названия и изображения - ошибка, которая случайно закралась в текст. Le chapeau de paile - соломенная шляпа, Le chapeau de poil - фетровая шляпа. Кажется, так.
В альбоме-книге о Лондонской национальной галерее можно прочитать такое описание картины:
"Она написана на холодном сине-зеленом фоне, и от этого ее мягко-розовое личико кажется еще светлее. Черное платье с красными рукавами оттеняет сложенные под грудью изящные руки, а очаровательный взгляд молодой женщины становится особенно углубленным под тенью от полей кокетливой шляпки".
Обратите внимание, о чём говорит автор: цвета, тона и тени. Говорить об ощущении цвета - достаточно распространёнаня стратегия описания картины. Что она требует? Умения замечать световую и эмоциональную чувствительность полотна, наличия подходящего словаря и способности описать это в относительно привлекательной форме.
На сайте самой Лондонской национальной галереи о картине сказано уже иначе (даю приблизительный перевод):
"Блеск глаз из-под тени шляпы и кольцо на руке - знаки того, что перед нами свадебный портрет. По ходу работы Рубенс расширил пространство картины, добавив ещё одну доску к полотну с правой стороны. Поскольку небесный фон тоже стал заметно больше, художник для добавил справа тучи. Так получился контраст "облачной" и "ясной" частей картины. Вторая как раз и даёт тот падающий свет на портрет дамы".
Что называется, почувствуйте разницу!
Теперь читатель наблюдает за работой художника, всерьез занятого размещением источника света на своём полотне. Здесь уже нет места для поиска сентиментальности и кокетства в чертах дочери торговца шёлком из Антверпена. Да, и линию от добавленной доски с такой подсказкой уже можно рассмотреть.
А что будет, если в число зрителей картины добавить Consilium medicum в лице отоларинголога и хирурга?
Специалисты нам подскажут, что у замужней дамы есть некоторые проблемы с щитовидной железой и артрит.
Кстати, эта реклама получила 1-е место в номинации "Корпоративная реклама" на московском фестивале рекламы Red Apple в 2010 году.
Такие истории стоило бы знать экскурсоводам в картинных галереях, не правда ли? =)