Важное умение жителя Сан-Паулу - ездить на автобусе. За годы отсутствия этот навык растерять легко!, он включает два основных критических элемента. Первый - не стесняться остановить автобус, чтобы просто рассмотреть или спросить, куда он едет. Номера у автобусов шестизначные, мчатся они со скоросью света, а 875М-10 и 875А-10 ходят разными дорогами. Кроме того, большая часть маршрутов проложена по улицам с односторонним движением и, если вы куда-то таки доехали, то остановка обратно будет скорее всего в трех кварталах и двух поворотах вниз по лесенке (чтобы узнать, где именно, лучше всего также остановить автобус на той остановке, которую вы уже знаете). Второй элемент - не падать с сиденья, пока автобус сломя голову мечется по горам. И вообще уметь выбрать место, где сесть. В полупустом автобусе у окна садиться не стоит, лучшее место для иностранца, который плохо знает, где выходить - на переднем сиденье прямо перед кондуктором. У него под креслом еще такая приступочка есть, за которую удобно держаться ногами - крепче сидишь. Смеетесь? А я вот вчера так ехала, так отлично держалась, что не упала, даже когда наш автобус резко врезался в машину, бросившуюся нам наперерез прямо на Паулисте. Часть бразильцев поушибалась, а я нет. Даже не сообразила, насколько все серьезно, пока кондуктор не объяснил, что будут делать BO (boletim de ocorrência).
Поездки на автобусе - часть моей политики посещения бесплатных концертов. Если ездить на метро, смотаться туда и обратно будет стоить 6.50 реалов. А на автобусе за три часа имеешь право сделать три пересадки, при известной ловкости можно уложиться в 3.50 на все мероприятие. И о городе много нового узнаешь. В тот же SESC Consolação гораздо приятнее подъехать на автобусе по одноименной улице и пройти два квартала от Университета Маккензи среди света и шума баров, чем брести километр по темным улочкам от метро Република.
Первая моя поездка на автобусе была в кампус Университета Сан-Паулу в районе Бутанта. Он не сильно изменился, все тот же вид от нашего Института Химии:
Завтракала в университете с моим бывшим студентом дипломником, Винисиусом. Помню, как взяла его, первокурсника, на стажировку из жуткого места Университетский Центр Санто-Андре. Он приезжал в лабораторию к 8 утра и занимался в библиотеке до моего прихода часами, начитывая все, чего ему не рассказали в его Центре за три часа уроков в день. Теперь у него за плечами кандидатская в УСП, годовая стажировка в Штатах и уже первый постдок. Худенький осторожный мальчик превратился в крепкого лысого бородатого парня, для которого очень важно заплатить за мой морковный пирог и гуарану. А улыбка все та же.
Потом навещала в Институте Статистики моего старого друга Толю. Помню, как приехал в Сан-Паулу, как помогала покупать первые рубашки и бытовую технику. Как женился, как сдал на права... На одном недавнем парижском дне рождения случайно узнала, что один мой прекрасный приятель, частый посетитель наших концертов, учился вместе с нашим Толей в Колмогоровском интернате. Не просто учился, а жил в одной комнате. Поэтому на встречу со старым другом шла, вооруженная парижской смской "Напомни ему, как вместе учили геометрию после Дубровского..." Пообедать зашла в ресторан Физики, приглядываюсь - смутно знакомое лицо. Где, откуда? Лицо тоже задумчиво заулыбалось, обнялись... ну да, конечно! В последний раз виделись в Париже три года назад, на вечере самбы в "Studio de l'Hermitage". C бразильцем Ренне я познакомилась в кафе Эколь Нормаль, он даже был у меня дома в Нантерре. Оказывается, два года назад вернулся в Сан-Паулу, и теперь постдок на физике. Договорились поглядывать вместе за французской культурной программой, чтобы не забывать язык.
Но вернемся к концертам. Самбу, шоро и прочую бразильскую музыку я любила всегда, но Париж и моя прекрасная парижская группа привили мне вкус к джазу. Ранее о санпаульской джазовой сцене я не знала ничего, а теперь голова ломится от всякой информации. Много бесплатных концертов в культурных центрах, и очень много - концертов в джазовых барах. Часто с образовательной ноткой, ретроспектива по Пасториусу, ретроспектива по Майлсу Дэвису. Но в барах дорого, джаз - "элитная" программа, зайти в знаменитый "Jazz nos fundos" стоит 25 реалов. Я отправилась в "JazzB", недавно открывшийся бар того же хозяина на Републике. Вход 35, если зайти за час до концерта - то 20 реалов. Не смогла устоять перед возможностью посмотреть на трио Нене, знаменитого барабанщика, композитора, долго игравшего вместе с Hermeto Pascoal. Приходить раньше мне даже нравится!, видишь, как Нене приезжает, как обнимает уже ждущих друзей, как его ученики выгружают барабаны, как он это все собирает и подвешивает под тарелки колокольчик. Пробуют звук, сосредотачиваются. Cердце щемит, когда думаю, что МОИ сейчас в Париже, а кто и еще дальше... но что поделаешь, будем жить дальше, будем слушать джаз.
До некоторых концертных мест я могу дойти пешком. Например, до Casa das Rosas (Дом Роз) на Паулисте. Всего четыре километра, большую часть по улочкам Вилы Марианы вдоль пустых велосипедных дорожек. Улочки выглядят примерно так:
Или так:
Или даже так:
На Паулисту выходишь возле Параизо, там находится главная православная церковь Сан-Паулу греческой конфессии:
Дом Роз - один из немногих сохранившихся на Паулисте образцов старой архитектуры. Двухэтажный дом, сад, фонтан, бесплатные концерты, встречи и поэтические вечера:
В этот раз встреча была посвящена бразильскому композитору Адонирану Барбозе. Сначала обсуждение с его биографом и племянником, потом концерт группы самбы (кто не знает "Trem das onze" и "Tiro ao Alvaro"?). Сначала все выглядит вполне спокойно:
Ну а потом вот так, самба же... Знаю я эти концерты, где перед началом зрителям раздают пакетики c cерпантином, сами так делали:
Еще одно cимпатичное место, где проходят бесплатные концерты хорошего качества по воскресеньям - Museu dа Casa Brasileira, Музей Бразильского Дома. Для меня 15 минут на автобусе, это на Фариа Лима. Выходишь на вот таком проспекте, ничего не предвещает:
Прошел через двор - и ты уже в музее с уютным парком:
Там зал человек на двести, и очень хороший звук. Концерты утренние, в 11 часов. В этот раз я была на группе шоро "Chorando as Pitangas", там играет на пандейро моя знакомая Роберта. Вместо флейты у них виртуоз губной гармошки Витор, они первые в Бразилии записали диск шоро в таком составе. Хорошо, когда весь концерт тихо стоишь у стенки, а потом тебя обнимают, кричат "Моя любимая русская пришла!", и знакомят со всеми музыкантами...
А так выглядит тот же зал на бис, когда играют "Tico-tico no fubá". До этого симпатичная старушка в вязаной шапочке чинно сидела весь концерт:
В тот же день я еще успела на уличный джазовый фестиваль в Бутанта, Jazz na Kombi. Лучший способ узнать правильные места - упасть понравившейся группе на хвост (в данном случае я прилепилась к "Caixa cubo") и поглядывать, где они играют. Бутанта, правда, тот еще район, но без сумки я спокойно передвигаюсь ночными автобусами, мобильник в кармане брюк, им даже можно что-то сфоткать. В этот раз Caixa Cubo играли дуэтом, в основном импровизации на какие-то космические темы. Народ сидел прямо на асфальте, было тесно от детских колясок и собачек (даже борзая там присутствовала!):
А это кадр на публику на фоне граффити. Любое место можно обжить:
А сегодня была снова репетиция хора. Я в Сан-Паулу уже ровно три недели.