нигде, кроме как в Кастийоне

Aug 18, 2014 02:24

     Праздники, три дня сижу дома, отхожу от череды концертов и очередной поездки. Хочется пить чай, поливать медом бруснику и даже скучать немножко, но скучать некогда - на носу сентябрьский фестиваль, в почте километры неотвеченных писем и сорок страниц отчета по-французски моей стажерки о ее деятельности в нашей ассоциации "Максим энд Ко: Обо всем русском во Франции". Такое уж у меня хобби - в свободное от основной молекулярнобиологической работы время все последние полгода я руководила стажировкой студентки магистратуры по межкультурным коммуникациям. Расширяли связи ассоциации, вместе делали концерты и кучу всякой всячины. После Праздника Музыки она спасла меня от краха на работе, в одиночку доставив из книжного обратно в студию барабанную установку (всего-то один болтик и забыли, послали потом почтой с любезной открыткой).

Интернетные дела быстро вымывают из памяти все остальное. А ведь всего неделю назад я была на юге у французcких родственников, участвовала в инсценировке битвы при Кастийоне, решающей битвы Столетней войны, которая состоялась 17го июля 1453 года. Ходила в костюме средневековой крестьянки, увертывалась из-под копыт быков, тянущих повозку

 
     Мои прекрасные Софи и Стефан (как многие помнят, мои французские четвероюродные тетя и дядя!) работают с пресс-поддержкой культурных мероприятий. На фестиваль философии в Сант-Эмильоне я не успела, но на прогулку гурманов Розана съездила (шесть километров по виноградникам, вино, устрицы, музыка, две тысячи пятьсот человек). А пропустить битву при Кастийоне вообще невозможно - они этим проектом занимаются уже десять лет каждое лето. Весь июнь репетиции, весь июль и август спектакли под открытым небом два-три раза в неделю. Несколько сотен участников, несколько тысяч зрителей в открытом амфитеатре. Я регулярно видела в фейсбуке фото Софи в шлеме и с мечом в руках, но представляла себе какую-то ролевую игру. А ведь все совсем не так.

От Розана до Кастийона всего 15 километров. Сердце Аквитании, поезда сюда не ходят. Само место битвы вот-вот попадет под эгиду ЮНЕСКО, а спектакль разворачивается в нескольких километрах от него, у подножия старинного замка. Замком владеет потомок тех людей, которые в нем жили еще в 14ом веке.

Перед представлением разворачивается ярмарка - артисты козы-свинки-гуси стоят в загончиках, кукольные спектакли для детей, всякая еда. Софи нас ведет прямо "за кулисы" - по утоптанной траве к лагерю актеров. Актеры - человек 50 профессиональных каскадеров, и несколько сотен членов ассоциации, живущих в Аквитании. Соседей Софи я узнаю - вот Жан-Жак, пожилой зубной врач, он будет сначала больным проказой, потом продавцом свеч, потом королем Луи XI. Кристин, его жена, будет сражаться на мечах со всадниками. Перед спектаклем все вместе ужинают за длинными деревянными столами под сенью деревьев. За нашим столом с Софи сидят журналисты и хозяин замка. Все с корзинками для пикника, красное вино в бокалы, на десерт клубничное мороженое...

Первый день мы смотрели спектакль с трибун, с самой верхотуры. Он начинается, как стемнеет - в пол-одиннадцатого. Зажигаются фонари на склоне холма, высвечивается аббатство Сан-Флоран, десятки людей показывают жизнь средневекового города - дети в школьном дворе, пилигримы, ярмарка, свадьба, повозка запряженная быками, козы, свиньи, гуси идут важной стайкой... Прачки стирают белье у озера - настоящего озера!, - французский солдат над ними насмехается, топчет чистую простынку, девушки его окружают, кричат, срывают с него одежду, толкают его в воду... Потом прискачет всадник, перекинет зачинщицу ссоры через седло и был таков. Первый акт заканчивается объявлением о повышении налогов и народным возмущением.

Второй акт - битва. Между аббатством и замком - склон холма, на нем все и разворачивается. Кони мчатся туда и обратно, флаги, солдаты, пушки, взрывы (битва при Кастийоне - одна из первых, где масштабно применялась артиллерия). В конце все поджигают, завеса дыма застилает холм, и даже сам настоящий замок 14го века в красных сполохах. Когда становится темно, последний всадник гонит коня прямо в озеро, взрыв в кустах - и все стихает. Французы победили. Завершение спектакля - праздник вокруг двора Луи XI, чепчики в воздух, бенгальские огни, монахи бегут, подобрав подолы и смешно вскидывая ноги. Белые кони, расседланные, без всадников, мчатся во весь опор. А вот Софи, рядом с королем!

Спектакль оканчивается в час ночи, жители Аквитании рассаживаются по машинам и разъезжаются (- Стефан, а что делать, если у тебя нет машины и ты не живешь в Аквитании, но хочешь посмотреть спектакль? - Не знаю, найти друга с машиной в Аквитании?).

Кровь Мако - буйная. На следующее утро в 11 часов мы уже спускались в пещеру под Розаном, в бахилах и каске брели по руслу подземной реки (фотографировать запрещено). Потом приехала из Ажана моя троюродная бабушка с мужем. Вечером - снова спектакль, но в этот раз мы все актеры. Проходим мимо спокойно жующих сено лошадей. Снова неторпливый ужин. Мидии, жареная картошка. Все хором поют гимн Алиенора. В средневековом городе я следовала за Софи - подавала кувшинчик пилигримам, била лопаткой по простыням у озера (когда срываешь одежду с солдата и пихаешь его в озеро сам, ощущения совсем другие!), помогала в темноте тащить к месту ярмарки тележку с фальшивыми овощами. Участвовать в битве я не стала, хотя Софи настаивала - перед вторым актом можно было переодеться в солдата, как она. Зато все видела на расстоянии протянутой руки - как готовятся всадники, как хватается за веревку человек, которого сейчас под светом прожекторов протащат по земле за галопирующим конем, как неспешно ждут своего выхода быки... В конце мы снова выходили к аббатству, держали в руках бенгальские огни, бросали в воздух чепчики. И видно, как люди что-то шепчут на ухо своим расседланным белым коням - и они несутся вперед, свободные, быстрые.

Стефан весь второй вечер сопровождал журналиста, они снимали видео. То есть - в темной одежде монахов лазали по холму и искали лучшие ракурсы, увертываясь от копыт.

Еще мы конечно же звонили в Томск, все Мако махали моей маме руками в окошко Скайпа, Стефан приносил попугая. Невероятно странно думать, что два года назад я нашла их на фейсбуке и удивленно писала в блоге о самом факте, что потомки сибирских художников Мако во Франции правда существуют. Существуют, и четвероюродные узы могут быть на удивление крепкими. Вот моя четвероюродная тетя, вот троюродная бабушка, и познакомились они через меня. Так и живем.

Несколько фотографий битвы при Кастийоне из интернета. Спектаклю уже 37 лет, идет полтора месяца каждое лето. Из тех, кто участвовал в самой первой битве, осталось человек десять.

Это жизнь средневекового города:



И фрагмент битвы (замок наверху настоящий):



И я, вживающаяся в костюм средневековой крестьянки:



И короткий клип о спектакле, с музыкой и атмосферой:

image Click to view


Франция, Аквитания, культавентура, Мако, путешествия

Previous post Next post
Up