Французский сервис мне внушает глубокое уважение. Антропологического характера. Там все продумано до мелочей. Что бы ты ни предпринимал - у тебя нет шансов выиграть. Нехороший провайдер Free не мог заставить мой интернет работать целый месяц. А деньги за это время вернуть отказывается. Причина? А разве нужна для этого причина? Вы в интернете формуляр заполнили, галочку поставили, значит, со всем согласны.
Как у многих и многих французских компаний, отправить им жалобу по мэйлу нельзя. Электронного адреса компании в свободном доступе просто нет. Нужно отправлять заказное письмо с уведомлением о вручении на почтовый ящик - то есть, пять евро.
В первый раз я так и сделала, отправила им заказное письмо. Подумала, не разорятся ли они, отправляя заказные письма в ответ. Нет, не разорятся! В ответ он присылают мэйл. Внимательно все мол изучили, сожалеем, но денег не отдадим. Есть претензии - шлите нам письма заказной почтой.
Цена вопроса - 30 евро. Сколько нужно послать заказных писем по пять евро, чтобы даже в случае выигрыша борьба была бессмысленной? Правильно, столько, сколько вас обязательно заставят это сделать.
В плане антропологического интереса я села на телефон и стала звонить в их техслужбу, спрашивая, как сделать, чтобы послать им жалобу бесплатно. Штука в том, чтобы звонить много раз подряд и говорить с разными операторами. 90% cкажут, что никак, но кто-то один обязательно проколется.
В ответ на детальный и конкретно поставленный вопрос, после долгих колебаний, ответ мне выдали. Им можно послать электронный факс! Факс можно отправить прямо с интернет-счета абонента Free. Заходишь в свое окошечко с логином, сканеришь письмо, находишь специальную опцию и отправляешь. На сайте Free говорится, что послать им факс cтоит 1.35 евро за звонок плюс 0.34 каждая минута, но за электронный с меня пока ничего не брали. Естественно, там нет готового окошечка "отправить факс вашему Free". Заветный номер надо знать.
Все то время, что у меня не было человеческого интернета, я им звонила каждые два-три дня. Каждый раз говорили разное - иногда что скоро все заработает, иногда что ничего не выйдет и я должна сама провести новую телефонную линию, иногда что это прошлый съемщик от своей линии еще не отказался, иногда - что я не на том этаже живу. В конце концов они решили перекинуть мой адрес на другую телефонную линию. Бюрократически это выглядит как переезд со сменой номера телефона. После этого каждый раз, когда я звонила, мне радостно отвечали - мы видим в системе, что вы только что переехали, скоро все наладится! Я им отвечала - никуда я не переехала, где жила, там и живу. И уже месяц без интернета. Они говорили - как так? И все сначала.
Чтобы зарегестрироваться на телефонную линию и интернет, надо в электронном формуляре на сайте Free кликнуть на адрес и телефон бывшего съемщика твоей квартиры. Я так и сделала, выбрала своего Джимми Веллар среди предоставленных ими вариантов - и где-то при этом возникла ошибка. Во всяком случае, последняя отписка от Free - что я сама виновата, поскольку сама отправила им формуляр с "недостаточными данными".
Была еще первая отписка, до того, как они решили вообще ничего не отдавать. В первой отписке они сказали, что отдадут два евро, потому что последний звонок в техподдержку был 10го июня (сколько раз я звонила до этого не важно, потому что у них политика последнего звонка), а 12го они уже все наладили (не наладили, конечно же).
В общем, то, что Free стоит на пять евро меньше других провайдеров, с лихвой компенсируется целым букетом проблем. С Darty у меня не было проблем никогда. Решение - отсылать модем обратно сразу, как только обнаружил, что что-то не работает. По французским законам, клиент имеет право отказаться от (медвежьей) услуги в течение первых семи дней. Я этого не сделала, потому что в техподдержке они лихо говорили, что за неделю все наладят и деньги вернут, да и тратиться на почту не хотелось. В том же Darty все можно просто отнести в ближайший магазин, а потом уже разбираться. Никогда больше ему не изменю... если представится такой случай! Хотя у Darty, в отличие от Free, в пакет не входят бесплатные звонки на домашние в Бразилию.
Еще я успела перевести на Free один из моих мобильников. Тоже пожалела крепко - теперь я не могу получать смски из-за границы, которые прекрасно приходили на симку Orange на тот же аппарат. Отправлять могу, а получать ответы нет. Все что надо подключено, заплачено, ответы операторов на проблему каждый раз разные. Первые два меня выслушали, сказали, что это мои абоненты разучились отвечать на смски, и протокол о технической неполадке не составили (как оказалось из последующих звонков). Потом они две недели думали, что-то поменяли, я стала получать смски из Штатов. Но из России и Германии ничего по-прежнему не доходит. Судя по форумам, это обычная проблема - хотя у некоторых моих друзей все работает. При последнем разговоре оператор вообще заявил, что за такую цену (2 евро в месяц) они получение всех сообщений не гарантируют! Ну пишите это в контракте тогда, не написано же? Написано - можно подключить международные сообщения, платите вперед и будет вам счастье. А счастья нет. C моим количеством заграничных абонентов это неприятная проблема. Между Orange и Free я еще успела Virgin попробовать, тоже теоретически дешевый, 10 евро в месяц безлимитка на звонки и сообщения. Но там я тоже смски из-за границы не получала, а когда дело дошло до того, что необходимо специально подключать интернациональную связь, они захотели 100 евро вперед... я отказалась от линии в тот же день.
Тот же Orange, где все всегда работает, стоит 35 евро на три месяца (с вычетом кредита, разговоры - пол-евро в минуту...) или 7 евро в месяц безлимитка на сообщения и полчаса разговоров. Этого мне мало. Решила попробовать еще одну компанию, набираюсь храбрости.
В Бразилии разговоры тоже недешевые, но там работает система скидок между звонками на номера одного и того же оператора - например, с TIM на TIM платишь 0,25 сентаво, независимо от длительности звонка. Соответственно, все друзья и родственники собираются в кластеры по компаниям, и звонят друг другу почти бесплатно. Когда тебе дают номер телефона, пишут в скобочках оператора. У меня был TIM, как и у многих. У некоторых особо подготовленых моих знакомых по две-три симки разных компаний, в специальных многосимочных телефонах - тогда можно быть готовым на все случаи жизни.
Но таких цен на мобильную связь, как в России, думаю, нет нигде. Помню, как я была шокирована, когда в первый приезд из Франции (тогда там дешевые операторы только начинались) увидела, как человек звонит по мобильному ИЗ ДОМА. Ах, это же почти ничего не стоит. И правда, положишь двести рублей, они там днями не тратятся. Я про это как раз недавно французским родственникам рассказывала - не верят! Здесь на дешевых операторов надо специально бессрочно подписываться, оставляя данные кредитной карты. У того же Free магазины начали появляться только в прошлом году, раньше вообще было можно купить симку только по интернету. За те полгода, что я была в Бразилии, Orange стал продавать одноразовые предоплаченные безлимитки на неделю и на месяц, пытаются бороться с конкурентами - но к этому пока никто не привык.
Конечно, это очень длинный рассказ, но как иначе объянить подруге, приезжающей из Бельгии, почему я международные смски посылаю с одного номера (Free посылает, но не умеет получать), а писать мне их прошу на другой (Orange все получает, но чтобы посылать, надо класть дорогой кредит)? Пока что я через этот цирк прохожу с каждым европейским гостем. Трепетно жду, что будет со следующей компанией, которую я собираюсь попробовать.