Издательство Эксмо открыло новую серию «знания об окружающем мире» - «Вокруг планеты за 80 книг». Все мы уже привыкли путешествовать, но чаще это поездки по шикарным отелям, туристическим зонам, зачастую огороженным колючей проволокой и архитектурным памятникам. Даже ночевки в хостелах не в силах открыть нам потайную дверь Синей Бороды. Но Эксмо решилось. Мне привезли на рецензию первую книгу - Кэтрин Бу «В тени вечной красоты. Жизнь, смерть и любовь в трущобах Мумбая».
(Katherine Boo BEHIND THE BEAUTIFUL FOREVERS: LIFE, DEATH, AND HOPE IN A MUMBAI UNDERCITY Copyright © 2012 by Katherine Boo © Крейнина И.А., перевод на русский язык, 2013)
Что я могу написать? Нужна ли нам сейчас такая серия книг, чтобы чувствовать «облегчение» от того, что мы родились в России, а не в Индии или в Корее или в Африке? Хотим ли мы все стать постоянными читателями прославленных американских журналисток об их исследованиях мира с обратной стороны? (Кэтрин Бу - штатный корреспондент журнала The NewYorker. Последние 20 лет освещает проблему бедности, исследует вопросы распределения благ и возможностей в обществе, а также индивидуальные пути преодоления бедности. Ее публикации были удостоены «Премии гениев» Фонда Макартуров, Национальной журнальной премии в номинации «Очерк» и Пулитцеровской премии «За служение обществу». Более 10 лет была корреспондентом и редактором TheWashingtonPost). Зачем вообще туристам знать о том, что происходит за высоким забором чужой страны? Будет ли тебе больно от того, что где-то в мире больно другим? Что можно сделать, чтобы облегчить боль других?
Это вопросы, на которые нужно ответить каждому, прежде чем брать в руки книгу. Потому что развлечений тут нет. Весь материал документальный. В основе архивы моргов, больниц, школ и других государственных учреждений.
Мне кажется, что автор сочувствует обитателям трущоб. «Причина их равнодушия к страданиям других вовсе не в том, что они верят в реинкарнацию, родились в многодетной семье и не получили образования. Думаю, все дело в сложившейся системе отношений в обществе, которая подрывает в них внутреннюю способность следовать нравственному пути».
И уж точно я ее понимаю, когда она объясняет, почему ей было не страшно собирать материал о родине ее мужа. «Я была одна в своем доме в Вашингтоне, потянулась к стоявшему на верхней полке большому словарю и упала. У меня было повреждено легкое и сломано три ребра. Я лежала в растекшейся луже напитка Dr. Pepper без сахара и никак не могла доползти до телефона. Прошло несколько часов, и за это время мне удалось кое-что для себя уяснить. Если я подвергаюсь таким опасностям, когда беру с полки словарь у себя дома, то, скорее всего, мне нечего терять. Хуже уже не будет. Я вполне могу рискнуть и отправиться на поиски истины в совершенно новое, незнакомое место. Да, есть вероятность того, что из моей затеи ничего не выйдет, но даже само продвижение к цели обещает быть очень увлекательным».
Какое-то время в России не было таких книг. Их резко перестали печатать еще в 80-е. А до этого публицистики было много. И о поколении Х, и об убийцах, сидящих в американских тюрьмах в ожидании смертной казни, и о бедных мексиканцах… Письма, приговоры, расследования. А до этого были истории воспитанников республики ШКИД. Каждая история заставляла пустить слезу, но каждый читающий знал, что его лично это точно не коснется никогда. Однако, читая этот сегодняшний роман, мне стало страшно - ведь это сейчас, это не тогда, это не в дальних далях, а рядом. Это чиновники, которым нужны только деньги, а люди не нужны. Это суды, которым интересны только собственные эмоции и это индийцы, которые выходом из тяжелого положения видят только самоубийство. Выводов в книге нет. Выводы каждый делает сам.