Sep 11, 2008 17:01
Второй после Зиновия Гердта кукольник, вышедший из-за ширмы на сцену и в кино, курил и потягивал кофе из граненого стакана. Мы разговаривали в актерском буфете Театра сатиры за полчаса до начала спектакля: почему у него до сих пор нет машины, когда он найдет время ввинтить лампочку в прихожей... Прошлись и по свежевыпущенному 'Ревизору'-2. Второй он потому, что больше 20 лет назад эта пьеса уже шла на сцене театра. Тогда в нем блистали Миронов, Папанов, Державин, Ширвиндт... Сегодня публика идет на Гаркалина в роли Хлестакова.
- 'Ревизор' - это программное школьное произведение. Агрессивные школяры не пугают?
- Да, в зале много школьников, которые изучают 'Ревизора'. Моя задача - не напугать их. Они и так уже напуганы этим произведением на уроках литературы. Мне нужно привлечь их, а значит, играть так же, как и для взрослых. Только чуточку лучше.
- Для взрослых у вас уже целый список спектаклей, и везде - объемные роли. Бывает, что вы забываете текст на сцене?
- Нет, я пока не страдаю такими провалами в памяти, чтобы уж так серьезно забыть текст. Ну, бывают минуты, когда я теряюсь. Но чтобы совсем забыть - такого еще не было. К счастью, я еще в хорошей форме. Вообще нет ничего забавного, когда артист забывает текст или падает в оркестровую яму. Когда нечто подобное происходит, меня охватывает состояние панического ужаса.
- Чем вы сейчас занимаетесь помимо театра?
- К сожалению, я не могу вам ничем похвастаться. После этого, как там говорят, 'черного вторника'... Хотя был понедельник. Сразу после этой черной истории приостановились все работы в кино.
- А в рекламе предлагали сниматься?
- Неоднократно, но я вынужден отказываться. Хотя мы, актеры, и являемся продуктом потребления, но всему есть свой предел - не стоит использовать себя до такой степени. Да и рекламщики не так много платят, чтобы можно было пойти на такое унижение. Я считаю, что за стыд надо платить. Как сказала Раневская: 'Деньги я проем, а стыд останется'. Так платите за стыд.
- Машину вы так и не прикупили?
- Вот это как раз тот случай, когда я жизни и дал откуп: она мне как-то намекает, что ни к чему это. В таких случаях я говорю себе: 'Не судьба'.
- Как же вы добираетесь домой из театров?
- Ловлю машину, такси. А если приходится переезжать куда-нибудь в аэропорт, то агентство, которое этим занимается, подкатывает автомобиль с водителем к дому.
- Так это отсутствие машины помогает поддерживать хорошую физическую форму? Или вы занимаетесь специально?
- С годами люди понимают, что все равно бацилла смерти западает сразу, как человек рождается. Следовательно, если бороться с этим невозможно, то надо хотя бы растянуть этот процесс во времени. У меня есть дома такой наездник...
- Велотренажер?
- Да, и я периодически 'наезжаю' на него, когда чувствую, что во мне появилось что-то лишнее. А вообще лучший способ - отжимание от пола и качание пресса. Это полезно всем, не только артистам.
- Кстати, среди ваших друзей больше актеров. Такое количество друзей помогает выжить в наше время?
- Конечно. Вот, например, был случай, когда мы должны были уехать в поездку по Золотому кольцу России. Я уже распределился во времени, выделил на нее необходимое количество дней. Но в последний момент выяснилось, что меня подставили, обманули: никакой поездки не будет. С той минуты, когда я это понял, у меня началась страшная депрессия - неужели можно так поступить с человеком? Я позвонил Сашке (Феклистову.
- 'МК'.) и рассказал. 'А представь, если бы ты поехал и тебя подставили уже там? Какое счастье, что это случилось накануне отъезда. Тебе просто крупно повезло!' - ответил он.
- Вспомните последнюю бытовую проблему, которую вы решили.
- Я до сих пор не могу решить. Вот есть светильник, который горит у нас в прихожей, - у меня нет времени ввинтить туда лампочку. Он такой совковый, что ни жена, ни дочь не могут с этим справиться. Они ждут, пока я 'разрожусь' этим поступком, в конце концов не выдержу и вставлю эту лампочку.
На этих словах в буфет вбежал уже загримированный коллега Гаркалина. 'Валерочка, ты что здесь делаешь, уже спектакль начинается!' - 'Я знаю, сейчас иду'. - 'Ты же не успеешь, уже начинают!' - 'Успею'. И помчался на сцену - уже в который раз 'укрощать строптивую' на глазах тысячи зрителей.
Мария КОСТЮКЕВИЧ.