И. И. Левитан (1860-1900)

Dec 22, 2007 22:00

В Ашдодском художественном музее работает выставка картин Исаака Ильича Левитана.


Ну, что ж - вперед и вниз.



(скан с рекламной открытки)
Исаак Левитан - самый великий из тех русских пейзажистов, которые в XIX веке открыли для современников скромную красоту русской природы. Начиная работать под руководством Саврасова и Поленова, Левитан вскоре оставил далеко позади своих учителей. Творческий путь Левитана длился всего около двадцати лет, но за эти годы он создал больше, чем все остальные пейзажисты России вместе взятые. Можно без преувелечения сказать, что после Левитана русский пейзаж стал другим. Левитан умер в 1900 году, став последней ярчайшей фигурой золотого века русской культуры, словно подытожив искания лучших русских умов того времени.


Дед его был раввином. Отец Исаака также учился в раввинском училище, но, вероятно, на волне ассимиляционных и просветительских стремлений, типичных для населения тех мест в эпоху реформ (вторая половина 1850-х - начало 1860-х годов), отказался от пути религиозного подвижничества. Став учителем иностранных языков, он давал уроки в частных домах, а также работал переводчиком, кассиром и контролером на железнодорожных станциях. Несмотря на бедность и скудность средств (кроме Исаака, в семье был еще сын и две дочери), в доме Левитанов царила добрая и чистая атмосфера, благоприятная для духовного развития детей. Отец сам обучал их грамоте, а в конце 1860-х годов перевез семью в Москву, чтобы дать детям возможность выйти в люди.


Впоследствии, через много лет, уже будучи признанным и любимым, художник писал: "Не надо очень розово представлять себе перспективу изучения живописи. Сколько горя, усилий, трудов и разочарований пока выбился на дорогу". В 1875 году в семье Левитанов умерла мать, вслед за нею два года спустя умер отец, и детям пришлось вести почти нищенский образ жизни.


Товарищ Левитана по училищу, Михаил Нестеров в своей книге воспоминаний Давние дни, вспоминал, что на редкость красивый, изящный мальчик-еврей, похожий на нищих детей-итальянцев, с алым цветком в кудрявых волосах, сильно нуждался, про него ходило в школе много полуфантастических рассказов... Рассказывали, что иногда ему даже негде было ночевать.


Особая, до слез, любовь к природе и нервная чувствительность к ее состояниям были присущи будущему пейзажисту изначально. Родственники вспоминали, как он с ранних лет любил бродить по полям и лесам, подолгу созерцать какой-нибудь закат или восход, а когда наступала весна, "совершенно преображался и суетился, волновался, его тянуло за город, куда убегал всякий раз, как на это выдавалось хоть полчаса".


С первыми теплыми, солнечными, весенними днями вся мастерская спешила вон из города и среди тающих снегов любовалась красотой пробуждающейся и обновляющейся жизни. Расцветал дуб, и Саврасов, возвещая об этом, как о грандиозном вселенском событии, вбегал в мастерскую и уводил с собой молодежь туда, в зеленые рощи и поля. Где зеленый лес вместо черных труб, и касанье застенчивых губ.


Константин Коровин, близкий друг Левитана в те годы, вспоминал, как Саврасов, "этот величайший, проникновенный артист с умным и добрым лицом любил учеников своих всем своим сердцем" и беседовал с ними о том, что "искусство и ландшафты не нужны, где нет чувства. Холод и машина - одна ненужная теория... Только любя природу, учась у нее, можно найти себя". Вспоминал Коровин и "фигуру Левитана в синей короткой курточке, в минуты благоговейного внимания к словам учителя. Глаза его выражали растроганное сочувствие. Он искренне любил Саврасова, и тот заметно благоволил к талантливому ученику".


не удовлетворенный уровнем своего мастерства, Левитан в начале 1880-х годов продолжал углубленное изучение природы и основ изобразительного искусства, стремясь приблизиться к идеалу, выраженному в его любимом стихотворении Евгения Баратынского На смерть Гете:
С природой одною он жизнью дышал,
Ручья разумел лепетанье,
И говор древесных листов понимал,
И чувствовал трав прозябанье.
Была ему звездная книга ясна,
И с ним говорила морская волна.


Публицист Дмитрий Пругавин, живший некоторое время рядом с Левитаном в "Англии", вспоминал о необыкновенной трудоспособности художника, который вел жизнь очень уединенную и "с раннего утра и до сумерек изо дня в день работал, не выпуская кисти из рук". Во многих, прежде всего графических, работах начала 1880-х годов он с "шишкинской" скрупулезностью фиксировал подробности пейзажа, прослеживал рисунок древесной коры, формы листьев различных растений.


Но и в наиболее детальных, точных, аналитически-исследовательских графических рисунках ощущается присущая художнику хрупкость, поэтичность, мягкость, нежность взгляда на горячо любимую природу. Все детали гармонично подчинены чувству целого, уяснению "мелодики" природы, тех элементов и законов строения растений, в которых выражается общая идея и смысл Вселенской жизни - рост, стремление ввысь, к солнцу, небу и звездам. Это изучение законов живой жизни природы и стало основой способности Левитана с годами все более лаконично, но не допуская художественного насилия над природой, выражать основную мысль волнующих его ландшафтов. Левитан много читал, в том числе русскую поэтическую лирику, изучал достижения лучших русских и зарубежных пейзажистов.



А вот и домик Левитана.
Художник славный там живет.
Встает он очень-очень рано,
И сразу чай китайский пьет.
Зовет к себе собаку Весту,
Дает ей крынку молока,
И тут же, не вставая с места,
Этюд он трогает слегка.
Весной 1900 года, вскоре после приезда из Парижа, художник простудился на даче в Химках, куда ездил на этюды с учениками. 22 июля, не дожив до сорокалетия всего 26 дней, он скончался от легочного кровоизлияния...

Текст цельностянуто с официального сайта Исаака Левитана, за низкое качество фото ответственность несу я.

Часы работы музея
Пн. 10:00-16:00
Вт. 10:00-20:00
Ср. 10:00-16:00
Чт. 10:00-16:00
Пт. 10:30-13:30
Сб. 10:30-13:30
Вход платный : 10 - 25 шек.
Адрес: ул. Хагдудим Хаивриим, 16, Ашдод Возле нового здания мэрии
Телефон: 972-8-8545180
Выставка работ И.Левитана из Иерусалимского Музея Израиля, Тель-Авивского художественного музея и Музея Искусств Эйн-Харод 6.10.2007-15.1.2008

Ашдод, Израиль

Previous post Next post
Up