Коломенский станкостроительный завод и производственная романтика.

Nov 05, 2024 22:03

Очередная поездка с Геной к одному из заказчиков. Такие поездки я, напоминаю, люблю, потому что в это время ничего не надо решать. Тебя куда-то везут, но при этом не надо продумывать маршрут или как-то на него реагировать. Не надо укорять себя за то, что, мол, сидишь, а корова не доена - корова далеко отсюда, ее не подоишь при всем желании. По приезде не надо ни с кем общаться, нужно лишь изображать, что ты у папы на работе. Не мешайся под ногами, чужие прокуренные дяди и тети дадут тебе печенье и позволят печатать на машинке.




Трасса М-5, окраина Коломны.



Долгие круги по территории завода.



Странная топонимика для заводских раздолбанных проездов.



Послания заводчан потомкам.



(Наркоманский сайт закрасила)

Заброшка.



Зачем им в открытом поле светофоры и знаки пешеходного перехода?



Железная конструкция на переднем плане - шлагбаум. Видимо, здесь к цеху подходил поезд-«кукушка». Хм, но светофоры не железнодорожные.



Окей. Сейчас приедем на место - и тогда я погуглю.

Наконец, остановились, заглушили машину. В одном из цехов Гена открыл дверцу в воротах и уверенно пошел куда-то вглубь, а я поскакала за ним вприпрыжку.



Если вам интересно, что делается на территории завода, цеха которого отданы в аренду разнообразным организациям - так без проблем можно узнать. Подобные территории обычно не закрыты. Изучаете карту, чтобы не крутиться и не привлекать к себе ненужного внимания, проходите через бывшие ворота с уверенным лицом, приходите к любому цеху, около которого припаркованы автомобили, открываете поддавшуюся дверь и с тем же уверенным лицом проходите внутрь. Никто никакого интереса к вам не проявит. Я шла довольно далеко от Гены, могла бы чисто технически привлекать внимание. Но всем было пофиг, кто я, что я, чего я здесь хожу. Никто даже голову от станка не поднял. И это далеко не первое производство, где я скачу за Геной вприпрыжку.



Меня, как всегда, привели в подсобку и оставили там сидеть.



Похоже, сейчас на столе порядок (см.надпись).



Какой-то странный девайс справа, похожий на аудиоколонку эпохи киберпанка.



Ну вот, я погуглила, что хотела. Недавно мы проезжали цеха фабрики сельскохозяйственных машин товарищества «Эмиль Липгарт и К°», год постройки 1914.



При советской власти фабрика была реформирована в Государственный артиллерийский ремонтно-опытный завод, после войны - в Завод тяжелого станкостроения (ЗТС).



А после девяностых - реформирована... ну, например, в автошколу (характерная эстакада в центре). Теперь понятно про светофоры.



Фото отсюда.

Еще позже на базе ЗТС был образовано станкостроительное объединение СТАН, которое успешно присоединило к себе Рязанский станкозавод, Ивановский станкозавод и еще пяток подобных предприятий. Не знала, не знала. Я же работала на станкозаводе, правда, задолго до его присоединения.

Да ты смотри, что творится. Искала в интернете про «Эмиль Липгарт и К°», нашла про рязанское захолустье (Щурово - пригород Коломны).



А народ, видишь, ржет над давнишней растяжкой в соседних Луховицах, что в России три столицы: Москва, Рязань и Луховицы.

А что ржать - люди такие в коломенской окрýге). Окский проспект и иже с ним))...

...Ну вот. Два часа я сидела в подсобке, ждала Гену. Рядом со мной стоял безбожно гудевший компрессор. К счастью, у меня были наушники с шумоподавлением, где в уши подается звук в противофазе, и наружный звук таким макаром подавляется. Так что я вполне сносно просидела пару часов в телефоне.

Рабочий программирует станок ЧПУ.



Закрыл дверки, запустил станок в работу и ушел.



Потом пришел, открыл дверки. Внутри все было забрызгано смазочно-охлаждающей жидкостью (нормальный процесс).



Взял оранжевый пневматический пистолет (со шлангом спиралькой), пофурыкал воздухом на стружку и жидкость, чтобы смести с рабочей поверхности.

Через два часа пришел Гена с вопросом, хочу ли я посмотреть, как льется пластик. Я, конечно же, вскочила и побежала вприпрыжку за Гениными ходулями.

Здесь необходимо дать пояснение. Гена спроектировал, затем изготовил сторонними силами прессформу, привез ее заказчику, участвовал в установке и тестовом запуске. После тестового запуска снова забрал прессформу на доработку (нормальный процесс).

Прессформа - это форма, состоящая из двух половинок, пуансона и матрицы. На пуансоне выпуклости, на матрице впуклости. Выпуклости и впуклости формируют обратный отпечаток заготовки. Пуансон смыкается с матрицей, пластик заливается через специальные каналы в оставшуюся в серединке формообразующую полость, затем пуансон уплотняет пластик. Далее половинки прессформы разделяются, готовое изделие нужной формы выталкивается наружу. Синие детальки на крышке агрегата на переднем плане - как раз готовое изделие в нашем случае.



Я надеялась, что увижу нечто зрелищное, например, будет литься поток расплавленного пластика на манер мартеновской печи, но рабочие просто закрыли голубую дверцу, и черная подвижная плита термопласт-автомата сделала всего один проход слева направо, прижав пуансон к матрице. Потом вернулась в исходное положение.



По центру виден пуансон, а через промежуток от него, ровно напротив - матрица. Почти такие же, как на картинке в Википедии:



Гена открыл дверцу, нырнул внутрь.



И через несколько секунд достал и показал мне отлитую детальку.



Дал ее мне в руку. Горячий пластик, держать долго невозможно.



Вот этот перпендикулярный к моей ладони штырь называется по-дурацки "морковкой". С ее помощью изделие выталкивается в конце процесса литья из пресс-формы.

За один проход плиты с пуансоном формируется один "вертолетик" из четырех одинаковых изделий-флажков.



Флажки легко обламываются с "вертолетика" руками и ссыпаются в емкость для хранения. Тоненькие перемычки между флажками - места впрыска пластика в прессформу. Крошечные каналы впрыска называются щелевые литники.



На фото ниже - конечное изделие.



- Ну вот, - сказал Гена на выезде из Коломны, - три дня работы пресс-формы закрывает их квартальную цель. Потом они смажут форму силиконом и отложат на хранение на три месяца.



И замолчал.

Я ничего не поняла. Пришлось задавать вопросы.

- Планируется, что столько-то флажков должны изготавливать за квартал, из расчета, чтобы это было выгодно. Раньше они печатали флажки на 3D-принтере. Каждый день 30 флажков за 5 часов работы принтера. И так ежедневно, в течение трех месяцев. Дорогой процесс. А теперь они просто запускают пресс-форму на три дня, выливают свою квартальную цель, затем смазывают пресс-форму силиконом и откладывают на хранение.

- А зачем же тогда существует модная и прогрессивная 3D-печать, если она так уступает литью?

- Для прототипирования. И штучных изделий.

И так за разговорами мы въехали в Луховицы, которые находятся недалеко от Коломны.



А от Луховиц до Рязани 60 км.

работа, отвезите меня в Сызрань, автопутешествия, Гена

Previous post Next post
Up