Сколько я не читала популярных статей про социофобию - всегда удивлялась, что стандартные симптомы болезни мало ко мне применимы. Предполагается, что социофобы боятся выступать публично вплоть до срыва собственного выступления в последний момент; отказываются от посещения свиданий и вечеринок; боятся покраснеть и вспотеть на людях; проявить неловкость, после которой все будут смеяться; сказать глупость, после которой все окружающие отвернутся (поэтому предпочитают отмалчиваться). Особенно авторы напирали на выступление публично: социофоб, по их мнению, при мысли об этом чувствует тошноту, тахикардию, скачки давления, падает в обморок, страдает от диареи.
Да не боюсь я выступать публично, - с удивлением осознавала я. Запросто выступала раньше и выступлю еще. Если мне приходится что-то оффлайн говорить на компанию - я не вижу в этой компании отдельных людей. Я вижу массу, как на картинке с толпой. Говорить что-либо плоской картинке проще простого.
Но ведь звонить я боюсь? Да, боюсь. Избегаю спрашивать коллег, как решить задачу? Да, поэтому до последнего разбираюсь сама. Социофобия же?..
Озарение случилось тоже в конце этого января.
Мы были на дне рождения главы семьи Х (один из Гениных приятелей, учившийся в параллельном со мной классе), а у него на праздниках всегда дым коромыслом, который мне очень нравится. Каждый раз в компании из двадцати-тридцати человек есть трое-четверо, которые мне неизвестны (зато они хорошо известны остальным). Носятся какие-то чужие дети со спущенными колготками, хозяйский ньюфаундленд, тебе подставляют чей-то пустой стакан со словами "Вадик выпил водку и уехал, стакан чистый". К концу вечера кто-то спит на ступени лестницы на второй этаж, а кто-то довольно трезво стелит постель в метре от стола на диване, с хозяйскими подушками и одеялами. А за столом тут же сидит еще пять человек и главное, все приличные люди, не бухарики.
В этот раз я сидела в торце изгибающегося, как на советских свадьбах, стола и удобно смотрела на остальных присутствующих.
Позже началась игра в крокодильчики.
- Эм-эр-тэ! - крикнула я со своего торца и угадала загаданное слово ("МРТ") 0_0. Право водить перешло ко мне. Я отправилась с предыдущим водящим в коридор для получения собственной загадки. А потом вышла перед толпой людей и показала на себе кого-то с усами и бородой.
- Мужик! - ответили все.
Я кивнула и изобразила жеманничанье с покачиванием бедрами и кокетливым закатыванием глаз.
- Пидорас! - припечатал Гена.
Я снова кивнула и помахала кистями рук, типа продолжайте, продолжайте! Энергично потыкала пальцем в человека, который вслух и последовательно перебирал девиации...
Слово же было - "трансгендер". Когда его угадали, я пошла на свое место с некоторым разочарованием, что все произошло слишком быстро. И сразу включилась в новый кон.
Потом мы ехали домой в такси - и меня осенило.
Я боюсь не социального взаимодействия. Я боюсь ПРОСИТЬ.
Просить меня проконсультировать, просить сделать по-моему, просить ответить на вопрос, просить передать мне вещь, просить со мной встретиться ("Маша, может быть, попьем кофе, что-то мы давно не встречались").
Потому что на мою просьбу мне обязательно откажут. И будут правы. Я не заслуживаю никакой помощи, кто я такая. Насрать на меня и мои потребности, у всех они есть собственные. Девочка, ты кто? Иди отсюда. Мне тогда будет очень больно.
***
Если задаться целью и собрать статистику, то в 95% случаев на мои редкие просьбы люди не отказывают. Или отказывают сочувственно и уважительно (никак не могу выполнить).
В 5% случаев - отказывают неуважительно. И тогда они получают такую тонну говна!
Одно дело - что я о себе думаю (что я дурак). Другое дело, если человек мне говорит - ты дурак, и бьет этим в больное место. Я кричу от боли и нападаю на ударившего с несоразмерной злобой.
И в следующий раз я не хочу боли. Я лучше не буду просить вообще. Вдруг я снова попаду в 5 процентов?..
...Для примера в следующем посте приведу две ситуации, которые актуальны прямо сейчас, и в обеих я боюсь взаимодействовать с людьми.А также в обеих ситуациях я попыталась привлечь к решению вопроса Гену.