Вот, вот что делают с человеком майские праздники. Человек во время отдыха занимается бложиком. Пишет про жизнь, ремонт и путешествия. Сидит обрабатывает фотки. Еженедельные выходные такого с человеком не делают.
На второй день пребывания в Екатеринбурге мы поехали встречаться с другими участниками поездки по АУЖД.
Трамвайное кольцо у парка.
И отражение трамвайных рельсов в луже между трамвайных рельсов.
Кольцо находилось недалеко от входа в ЦПКиО им.Маяковского. Своя фотка входной группы получилась кривой, поэтому я взяла с просторов подходящую.
Но некоторые фото, к моему удивлению, лучше выглядят кривоватыми и не требуют дотошного выравнивания. (Я попробовала, и получился учебник геометрии).
Встреча была назначена у входа в здание детской железной дороги.
Вся группа собралась в 9:00 утра, мы же, по согласованию с организатором, пришли к 13:00. С 9 до 13 программой поездки предполагалась экскурсия в музей Свердловской детской железной дороги с последующим катанием по детскому маршруту, и это было не совсем тем развлечением, о котором я мечтала.
Я же ехала на покатушки не как трейнспоттер (которые отправляются в чигиря с навороченной камерой, залезают там на пригорок и целый день фотографируют проходящие поезда), а за недоступными более впечатлениями от Солотчинской узкоколейки. Чтобы катиться себе в маленьких вагончиках да по хвойному нехоженому лесу.
По детской железной дороге мы уже ездили в Минске, и, в принципе, одного раза для знакомства с предметом было достаточно. Я списалась с организатором, отказалась от посещения ДЖД, и он пропорционально уменьшил сумму оплаты за участие в мероприятии.
К часу дня мы подошли ко входу, нас встретили. Далее мы выдвинулись к заказанному автобусу, который должен был довезти всю группу до Алапаевска. По пути прошли мимо музея Свердловской ДЖД, и я немного пожалела о своем решении не посещать музей. Экспонаты издалека выглядели вполне интересно.
А не издалека - еще интереснее.
С другой стороны.
Автобус нас ждал.
Количество мест в поездке было ограничено - кажется, 27 человек, но автобус был нормального такого размера на 50 кресел, поэтому многие из группы потом сели по одному.
Ограничение размера группы было связано с тем, что арендованный узкоколейный локомотив возит два вагончика, и каждый из них с 14-ю спальными полками.
Выехали. Екатеринбург - город креативных названий. Это я еще в прошлую поездку заметила.
Еще одно название. Без выпендрежа, но прямо милое и в тему:
Помню в центре города был ресторан грузинской кухни "Лариса Ивановна". А в ТЦ Гринвич кафе "Мамина мама".
Могли бы назвать "Мираж", "Каприз" и "Восток" :).
Уральские просторы.
Хвойный лес. Но не Солотчинского вида.
Добавлю карту, чтобы понимать, куда мы направляемся.
От Екатеринбурга до Алапаевска 150 км на автобусе. Оттуда до Санкино на поезде около 100 км. Узкоколейный поезд проходит эти 100 км за 5,5 часов.
На окраине Алапаевска остановились у "Магнита", чтобы закупиться в дорогу. Ужин ожидался в 8 вечера, а в данный момент был только четвертый час.
Я купила три бутылки аутентичного пива. И все три распивала в моменты, скажем так, вынужденных простоев).
Вот первое - Челябинское живое. Понравилось. Выпила его в автобусе скорее не от скуки, а с голодухи, вместе с остальными съеденными продуктами.
Гена взял с собой в дорогу маленькую бутылку-фляжку "Бугульмы", которую пил два дня, не покушаясь на мое пиво.
Маленькие сталинки в центре Алапаевска.
Автобус привез нас в депо АУЖД. Первым в списке посещения значился музей Алапаевской узкоколейки.
Нужно было подниматься наверх и заходить в помещение с балкона.
Но перед этим пришлось подождать минут сорок на улице.
Подождали, зашли. Внутри оказалась аккуратная музейная экспозиция. На переднем плане - дрезина "Пионерка".
Участники поездки.
Довольно значительная часть народа ехала кататься не в первый и даже не во второй раз. В музее они не вслушивались в рассказ экскурсовода, а прогуливались по залам в ожидании остальных.
Я не буду давать обширную историческую справку - до меня в своих постах ее уже дала, по крайней мере, пара десятков человек. Скажу лишь, что 1898 году открыли первый участок узкоколейки. Прошение властям о ее открытии подавал немецкий управляющий Алапаевским горным округом (на фото он в центре, с бородой). В прошении немец обосновал необходимость железной дороги в подвозе древесного угля к Алапаевскому железоделательному заводу.
В округе существовали и другие металлургические предприятия, чугуноплавильный завод, а позже появились деревообрабатывающие заводы. Узкоколейная сеть начала разрастаться быстрыми темпами.
До сих пор АУЖД является крупнейшей узкоколейкой на территории России и бывшего СССР. Когда-то общая протяженность ее составляла 600км (на карте ниже), сейчас действующей осталась только одна ветка в сторону Санкино протяженностью 147 км.
В данный момент по дороге ходят и маленькие грузовые, везущие лес, и маленькие пассажирские поезда. Нельзя сказать, что движение сильно оживленное, но, с другой стороны, очень даже бодрое в масштабе. Почти каждый день ходит вечерний поезд Алапаевск-Санкино и обратный ночной Санкино-Алапаевск. В некоторых населенных пунктах по пути движения поезда автомобильных дорог нет совсем, в других, более крупных поселках, узкоколейка даже играет некую роль поселкового транспорта.
Во время экскурсии желающим давали подержать чугунный рельс и молоток для забивания костылей. Вес и того, и другого был значительным (что, впрочем, неудивительно).
Печное отопление в вагоне.
Обед машиниста в "тормозке".
Кабинет начальника станции.
Так и вижу, как начальник стукает звякнувшим стаканом с чаем по столу, хватает трубку телефона-селектора, орет в трубку что-нибудь типа "Зайцева ко мне быстро", не переставая всё это время курить папиросу, и пепел с нее сыплется на столешницу, которая с годами дубеет все больше и больше. За окном слышны гудки маневровых поездов и шумы с потрескиванием, как фильмах пятидесятых).
Фонари стрелочного указателя. Согласно табличке, "белый свет - поезд направляется на главный путь, желтый свет - направляется на боковой путь".
Странная штука: жезловый аппарат "для регулирования движения поездов на малодеятельных участках".
Дежурный по станции выдавал машинисту жезл, который он по прибытию на следующую станцию обязан был сдать тамошнему дежурному. Затем история повторялась.
Синий светофор и амперметры с вольтметрами.
Винтажный электрический столб.
Часть музея отведена под краеведение.
Прежние люди привязывали коньки к валенкам и катались на замерзшем пруду.
Мы же в этом году катались только на крытой арене Ледового дворца: качество покрытия на открытых катках не выдерживало никакого сравнения. Совсем зажрались.
Техника 70-х из Вычислительного центра АУЖД.
Интересно, какую информацию они записывали на перфоленту? Статистику покупки билетов?
Деньги СССР. В самом конце августа 91-го я наконец-то накопила столько мелочи, что смогла обменять ее у бабушки на двадцатипятирублевую купюру.
Любовалась своим капиталом год... и, по-моему, купюра до сих пор где-то лежит.
Непримечательный музейный туалет. С супермодным краном и раковиной - медными!
Потому что Хозяйка Медной горы - отсюда.
Экскурсия закончилась, далее мы довольно долго ждали отправления поезда. Гена подошел к людям разговаривать (внизу в черной куртке).
Я полазила по верху, спустилась и позвала его смотреть узкоколейные вагоны, стоящие на тупиковой ветке неподалеку.
Поезд из кошмарных снов.
При правильном освещении - просто безобидная гнилушка.
Вот что там внутри.
А потом я погуглила - и это оказался "интересный снегоочиститель производства Камбарского завода с деревянным кузовом".
Еще один снегоочиститель.
И еще один.
Ту-ту.
На дворе стояла теплая осень.
На рельсах стояли отцепленные пассажирские вагоны.
А на земле стояли товарные вагоны из детства.
Мы неспешно прогулялись, и все равно, вернувшись в группу, прождали еще не меньше часа. Тогда я выпила второе пиво под названием "Наше тагильское рулит".
Тоже рекомендую.
Наконец, мимо проехал локомотив.
Вскоре он, обремененный семьей из двух вагончиков, выполз из депо, проехал сто метров и остановился перед группой.
- Ух ты, - сказал организатор, оглядывая арендованные вагоны снаружи, - покрасили даже! Молодцы!
В дверь вагона можно было войти только полубоком.
Вот я стою и занимаю собой весь проем.
Внутри шли ряды плацкартных полок, лишь чуть длиннее моего роста (170 см). Гена, как обычно, поджимал ноги.
Пассажиры, едущие из Санкино в Алапаевск, спят на подобных полках. То есть это вполне рабочий, а не специальный туристический вагон. Постельное белье не выдается (туристам в том числе).
Над верхней полкой шла труба, о которой нас предупредили: "Не касайтесь, когда полезете на верхнюю полку, в трубе кипяток".
Хм, а больше там и не за что хвататься, как же лезть?
Открытое место проводника в том же вагоне. На потолке - один из недействующих светильников.
Узкая комнатка с печкой. Пройти можно было так же вполоборота.
Наконец, поезд дернулся, заскрипел... и отправился в путь.
Оказалось, что его так качает из стороны в сторону, что на верхней полке конкретно стукаешься об стену и перекатываешься, как болванка. Я слезла вниз.
Стало понятно, почему поезд едет со скоростью 20 км/ч: боюсь, на большей скорости он опрокинется. Хотя это не только следствие износа инфраструктуры, скорее, следствие особого строительства узкоколеек: их прокладывали по-быстрому, без насыпи, для срочного и легкого вывоза грузов. Пассажирские перевозки пошли к грузовым в виде бонуса.
На видео можно услышать неумолкающий скрип, перестук и гудки поезда. А также заметить, что иногда камера скачет вверх-вниз - как раз в моменты особо сильного покачивания.
Click to view
За окном темнело (переезд до Санкино проходил с 19.00 до 01.00), но свет в вагоне не включали. Проводница сказала, что света вообще нет. Кстати, она так и легла с телефоном на свою проводницкую полку около двери и лишь изредка вставала, чтобы подкинуть дровишек в печь.
Интернет исчез минут через десять от выезда со станции. Мобильная связь - через час-два. Больше они не появлялись почти до самого возвращения.
Гена читал книгу на телефоне.
Я смотрела в окно.
Там было, на что смотреть. Правда, это озерцо уже на подъезде к обжитым местам, в Верхней Синячи́хе.
Здесь был запланирован ужин, и поезд притормозил около поселкового кафе.
Точнее, прибрежного кафе под названием "Поплавок".
После непрекращающегося леса за окном и вагонной темноты ощущение было, что нас чудесным образом привезли на морской берег.
С набегающими волнами и редкими огнями на той стороне.
Морем оказалось Верхне-Синячихинское водохранилище. Напоминание о существовании в прошлом еще одного железоделательного завода и организованной плотины для его работы.
Поезд стоял на высокой насыпи. Ничего себе, в первом вагоне есть свет! А в нашем, втором, нет...
В кафе нас уже ждал сервированный ужин. Придраться было не к чему.
Через полчаса мы вернулись в вагон. Вид из двери в сторону, противоположную движению (пока еще стоим).
Во второй вагон пришел организатор (он ехал в первом вагоне) и удивился, почему у нас нет света. Я не заметила, что и где он подкрутил - и свет волшебным образом появился! Правда, только у самой двери, но этого хватало.
Я лежала на верхней полке на спальном мешке, пока еще не залезая внутрь. В вагоне было довольно тепло... но об этом ниже. Сначала напишу про финт ушами по части приобретения мною спальных мешков.
Я купила два легких (до +5°) мешка на Вайлдберриз, сидя дома в Рязани, но пункт доставки выбрала в Екатеринбурге рядом с гостиницей. Связано это решение было с тем, что туда мы летели Победой по тарифу без багажа, а обратно - Уральскими авиалиниями, то есть с разрешенным багажом. Короче, мы приехали в Екат, с утра зашли в чужой пункт выдачи и получили свои спальники. Вуаля.
...Ну и вот, ближе к часу ночи в вагоне становилось все жарче и жарче, и залезать в спальник даже не требовалось. Рядом со мной, как видно на предыдущем фото, проходила труба (она обходила кругом по вагону вдоль верхних полок), которая действительно раскалилась так, что рядом было невозможно находиться. Я сначала плюнула и сняла теплый худи, оставшись, извините, в лифчике и не стараясь им сверкать... а дальше-больше - и я реально испугалась. Дверь в тамбур проводница ором не разрешала открывать. Стояла невыносимая жара и духота, у меня позеленело перед глазами. Про то, чтобы ложиться спать, речь вообще не шла.
Я оделась, слезла и подошла к проводнице с вопросом, нельзя ли топить меньше, на что проводница заорала, что как она будет топить меньше, как я себе это представляю. На что я отрезала, что не собираюсь ничего представлять, пусть она сама решает, как топить меньше, пошла в тамбур (он продувался) и стояла там. Мы еще минуту попереругивались.
Через некоторое время я заметила, что проводница зашла и пошуршала в печке, потом на ходу открыла дверь вагона и посветила машинисту фонарем. Поезд остановился, проводница перебежала в первый вагон (между собой вагоны не сообщались). Поезд снова тронулся. На следующей остановке в наш вагон пришел мужик-проводник, суетливо, как собачка, прилег и сразу заснул. Я обратила внимание, что в вагоне стало как-то попрохладнее, обрадовалась, забралась на свою полку и тоже заснула. В 01:00 мы остановились на ночевку в Санкино.
Ну, проводница просто потушила печку, точнее, оставила ее догорать на всю ночь. Поэтому и стало попрохладнее. Довольно быстро вагон остыл, и около пяти утра в нем снова было невозможно находиться: на улице температура снизилась до нуля, вагон не отставал.
Один из дяденек напротив проснулся, посидел, потом встал и растолкал проводника с вопросом, не пора ли топить печь. На что проводник засуетился ровно так же, как суетился, когда пришел, затем собрался, вышел в первый вагон... и больше уже не возвращался))).
Тогда проснувшийся дяденька, подождав с полчасика, отправился к организатору. Тому, который уже сделал нам вечером свет, когда проводница сказала, что свет не работает. Сейчас же Александр перешел из вагона в вагон, без лишних вопросов взял и сам растопил нам печь, покочегарил, принес еще дров. Я прониклась к нему глубочайшим уважением. В отличие от персонала состава.
У Гены, например, все было замечательно - ни холодно, ни жарко. Как он спал в спальнике всю ночь внизу, так и спал, не подозревая, топят или не топят печь. И у парня на верхней полке напротив меня тоже все было замечательно: как он заснул в теплом рыбацком камуфляже, с надвинутым капюшоном, лицом прямо под кипятковой трубой - так и спал, не пошевелившись. Это одна я четыре часа кое-как проворочалась из ужасной жары в ужасный холод, ну и еще замерзший дяденька. Понятно, что некоторые просто ничего не понимают в экстремальных путешествиях.
Затем начался второй день.