В первую же наступившую субботу мы с мелким отправились в Лондон. На воскресенье у нас был запланирован Оксфорд, а в следующую субботу снова Лондон, но, правда, ненадолго: обратный самолет в Россию улетал в 17.00
Выбор городов для поездки объяснялся близостью к Нортгемптону. До Лондона 100 км и час езды по ж/д. До Оксфорда 80 км, на автобусе - час десять. Другие командированные пары ездили также в равноудаленные Бирмингем и Кембридж. Одна пара бакланов не ездила никуда, сидели все выходные в гостинице в интернете. Вообще этого не понимаю, даже чувствую бессмысленную злость по этому поводу (у людей было время, а они его просрали).
Ну да ладно. Единственным лондонским музеем, о котором я слышала до поездки, был Британский музей. Так как, напоминаю, поездка меня сначала совсем не радовала и даже пугала, то я не пыталась всесторонне изучать достопримечательности, а просто погуглила, где там ваш Британский музей, обнаружила, что он недалеко от Юстона, и что вход в него бесплатный. Вот и замечательно, культурная программа нарисовалась сама собой. Кстати, как потом выяснилось, бесплатный вход в лондонские музеи не являлся редкостью.
Мелкий культурную программу развил: списался с девушкой из нашего офиса, которая в это время была в долгосрочной командировке в Лондоне. В принципе, те, кто таким образом уезжали в Британию, обычно не возвращались, по крайней мере, в обозримом времени. Они переходили с проекта на проект уже в лондонском офисе компании (продолжая числиться в рязанском), снимали квартиру и ожидали в UK наступления лучшей жизни. Тем не менее, девушка из офиса скучала без соотечественников и настойчиво предлагала сама всем приезжавшим в Британию встретиться и погулять по городу, вплоть до того, что лично ездила в Нортгемптон, если гости лондонским туризмом заниматься не спешили.
Итак, мы снова сошли с поезда на Юстонском вокзале и, не сговариваясь, пошли в левую сторону. Нельзя просто так приехать в Лондон и не нафоткать десяток кадров вокзала Сент-Панкрас рядом.
Карта первой части нашей прогулки. Линия пути ненадолго прерывается в Британском музее, в который мы зашли через задний проход:), а вышли по-нормальному, через передний.
Два отеля на Рассел-сквер: отель Фицрой.
Поближе.
И напротив - отель Мортон.
Пересекли садик на Рассел-сквер наискосок.
Вышли на Монтегю-стрит и зашли в огромный Британский музей, занимавший пару кварталов, с входа, противоположного главному. Хотя, где находится главный вход - мы в тот момент не знали, а задняя дверь выглядела тоже вполне пристойно.
Билеты покупать не требовалось, зашел - и смело проходи в начало осмотра.
Мелкий засветился на переднем плане.
Я ожидала, что Британский музей представляет из себя нечто вроде краеведческого: народные костюмы, интерьер с фисгармонией, чучело медведя. По крайней мере, я надеялась там увидеть английское средневековье, а также что-нибудь эдакое, сомнительно-викторианское: ночные вазы в голубой цветочек, женские панталоны с прорезью в интимном месте.
А вот фиг. В Британском музее экспонируется история Древнего мира и Античная история.
Пока часть Греции была под британским протекторатом, просвещенные английские офицеры собирали коллекции никому не нужных битых статУй и прохудившихся еще в прошлом тысячелетии амфор и переправляли их на родину.
Развившиеся в полноценную европейскую страну греки спохватились и потребовали возвращения исторических ценностей, но британцы сделали вид, что не понимают ломаного английского, и отреагировали на призывы никак.
Золотой дубовый венок из гробниц Вергины.
Золотой миртовый венок.
По той же схеме прокатили Египет. Установили протекторат и вывезли из страны Розеттский камень.
Это плита с выбитым одним и тем же текстом, но на трех языках: древнегреческом, древнеегипетском позднего времени (т.н. демотическое письмо) и древнеегипетском раннего времени (иероглифическое письмо, лотосы, человечки и пр.)
На моем расплывчатом фото по очертаниям букв внизу можно угадать греческий вариант текста.
А здесь уже хорошо видны иероглифы в виде рисунков.
(с просторов).
С помощью Розеттского камня удалось расшифровать древнеегипетскую письменность, которая считалась безвозвратно утраченной. Даже в начале первых веков нашей эры уже мало кто из египтян умел читать иероглифы.
Расшифровали иероглифы с помощью древнегреческого текста: язык древних греков был довольно хорошо изучен, многие века он входил, как говорится, в образовательный стандарт. Предположив, что все три текста аналогичны друг другу, одна группа ученых довольно быстро разобралась с демотическим письмом ("попыталась отыскать в демотической надписи повторяющиеся группы знаков, удалённые друг от друга на промежуток, пропорциональный расстоянию между соответствующими сходными именами греческого текста"), а вторая группа взялась за иероглифы, что представлялось значительно более трудной задачей.
Ранее предполагалось, что каждый иероглиф обозначал отдельное слово, но, судя по камню, это оказалось не совсем так. Непонятно было, обозначает ли иероглиф отдельный звук, или группу звуков, или и то, и другое в зависимости от поставленных условий. Французский ученый Ж.Ф.Шампольон при расшифровке, кроме древнегреческого текста, опирался еще и на коптский язык (самый поздний египетский, используемый до сих пор, но почти повсеместно вытесненный арабским), установил соответствия и совершил гигантский прорыв в египтологии, сумев прочитать иероглифическое письмо. Цитата из Википедии: "Следует добавить, что иероглифические надписи на камне идут справа налево, что является традиционным для древнеегипетского написания. Однако в других надписях встречаются написание сверху вниз и слева направо. Порядок чтения иероглифов (слева направо или справа налево) можно установить по тому, куда направлены головы людей и животных, являющихся иероглифами, - они всегда смотрят в начало строки. Если же читать надо сверху вниз, то текст будет разделён на колонки длинными прямыми линиями".
Добавлю еще, что на фото выше - реплика Розеттского камня, выставленная в Британском музее для всеобщего обозрения. Оригинал тоже находился в музее, в другом помещении в застекленной витрине. Снять его было невозможно из-за бликов света и арабо-китайцев, окруживших витрину плотным кольцом.
На мой взгляд, античные экспонаты занимали процентов восемьдесят пять от общей площади. В музее имелись и артефакты родом из неолита (Иерихон, 7000 лет до н.э.):
И, наоборот, экспонаты уже из Новой истории: английские украшения 18 века.
И 19-го века.
Но всё это как-то мало отложилось у меня в памяти. Основное, что я запомнила в музее - бесконечные греческие статуи, всякие портики, апсиды и фронтоны кусками... барельефы... Поэтому экспозицию я смотрела, скорее, ради галочки, да и мелкий тоже. Пожалуй, больше всего меня интересовал Розеттский камень, потому что я про него читала, теперь увидела вживую.
Хотя нет, вот еще интересная вещь. Как раз из викторианской эпохи, которую я тщетно надеялась лицезреть, так сказать, в масштабе.
Это магазинная касса, изготовленная в 1901 году ювелирной компанией "Тиффани". На табличке пояснялось, что "it was important that cash register also looked good" - "касса была лицом магазина, необходимо, чтобы и она выглядела представительно".
Наверху надпись "Amount Purchased" ("Сумма покупки"). Ниже - странные картонки с циферками за стеклом.
Чтобы понять принцип действия кассы, рассмотрим клавиатуру поближе.
Сначала совершим небольшой экскурс в историю. Сейчас в Великобритании используются фунты и пенсы (сотая часть фунта). С X века и до 1971 года основными денежными единицами были фунты, шиллинги (один фунт - двадцать шиллингов) и пенсы (один шиллинг - двенадцать пенсов). Еще были гинеи - двадцать один шиллинг, в отличие от фунта. Кроны в пять шиллингов, пенни в четыре фартинга...
Фунты того времени, примерно как рубли царской России, были совсем не те, что нынче. Если сейчас бутылка воды 0.5л в супермаркете стоила 1 фунт, то в прежние времена, судя по книгам Агаты Кристи, вдова какого-нибудь мелкого чиновника получала в наследство ренту в виде 12-ти фунтов ежемесячно, и, проявляя разумную бережливость, вела достойное тихое существование в маленьком домике с садиком и голубями на крыше.
(с просторов).
Итак, слева вверху мы видим черную клавишу со значком "£" фунта стерлингов. 1 фунт. Дорогой товар в магазине начала века вполне мог стоит 1 фунт. Возможно, даже два-три фунта, тогда клавиша нажималась два-три раза. Очевидно, увеличение стоимости товара в большую сторону не предполагалось, потому что черных фунтовых клавиш всего две, причем вторая клавиша с номиналом 1.10 (плюс еще какой-то странный значок рядом). Нетрудно догадаться, что это 1 фунт 10 шиллингов, т.е. полтора фунта (десять шиллингов - полфунта).
Следовательно, значок в виде "веточки" - знак шиллинга, и тогда все красные клавиши с "веточками" - шиллинговые. Справа налево и, одновременно, сверху вниз - 1,2,3,4...10 шиллингов.
Белые клавиши со значком в виде "D" - пенсовые. Тут еще интереснее: 1,2,3...10,11 пенсов (12 пенсов - уже шиллинг). При этом есть полупенни (1/2D), полтора и два с половиной пенса (очевидно, частая цена), а также клавиша в правом нижнем углу "No sale" - "Не продается" (полагаю, она использовалась, если товар шел как бесплатный довесок или подарок).
Касса суммировала покупки. Кассир называл цену "6 шиллингов 7 пенсов" - и нажимал кнопку 6 шиллингов, затем кнопку 7 пенсов. "Полкроны" - и нажимал кнопку 2 шиллинга и кнопку 6 пенсов. Наверху, в стеклянном окошечке выскакивали картонки с цифрами, скорее всего, по принципу костяных счетов: набиралось тринадцать пенсов, пенсовая картонка "12" падала, единица переходила в разряд выше, шиллинговая картонка "8" заменялась на шиллинговую "9".
"С вас 9 шиллингов и 6 с половиной пенсов".
Большой холл Британского музея.
Кстати, по Британскому музею можно бродить на гугл-панорамах. Смотрите, какой ужас:).
Центральный выход из музея.
Нижняя часть нашего пути.
Далее мы отправились к метро Холборн. Здесь у нас была назначена встреча с той самой лондонской девушкой.
Блумсбери-сквер.
Собственно, сам сквер.
Саутгемптон-роуд.
В доме сдаются помещения под офисы.
Мелкий сделал атмосферную фотку. Даблдекеры действительно носятся по городу как сумасшедшие слоны. Стоишь на переходе, а мимо тебя по узкой улице пролетает нечто четырехметровой высоты, да еще и справа, откуда не ждешь, и только что не чиркает по тебе своим боком.
По поводу правостороннего движения: вот ниже на фото по привычке кажется, что мужик уже перешел дорогу из двух полос, потому что за спиной у него с правой стороны едут машины.
Но нет, мужик прошел только одну полосу и стоит ровно посередине на островке безопасности. Сейчас что-нибудь пронесется слева направо у него прямо перед носом. Двухэтажный автобус, например, быстро и грациозно покачивающий верхушкой.
Стоим у метро Холборн.
В ожидании девушки походили туда-сюда по улице.
Традиционный почтовый ящик Королевской почты Великобритании. Выглядит натурально как урна, да еще и стоит рядом с настоящей урной, краешек которой виден слева.
Два окошечка, одно для отправлений первого класса, другое - для второго.
"Время выемки писем - с понедельника по пятницу в 18.30, в субботу в 12.00. Рядом на Розбери-авеню находится почтовый ящик со временем выемки 19.30".
Информационный киоск.
Наконец, девушка пришла. Мелкий общался с ней и раньше, я знала ее только в лицо, но сейчас она обняла нас обоих и бурно расцеловала каждого по очереди. Девушка была небольшого роста, поэтому мелкий даже приподнял ее в объятиях.
- Так, - сказала она нам. - Давайте-ка первым делом возьмем кофе. А потом уже пойдем гулять.
Сейчас даже в Рязани не удивишь кого-то стаканчиком кофе на вынос, хотя по улицам с кофе ходят редко, предпочитают остановиться и выпить его рядом с киоском. В Москве с кофе по улице ходят значительно чаще, но все же до Лондона 15-го года Москва не дотягивает (говорится с нотками снобизма в голосе).
Добрые две трети лондонских прохожих таскались по городу с картонными стаканчиками, спускались с ним в метро и садились в автобусы, ехали с характерным стаканчиком за рулем, причем, если ходили пешком - то не прогулочным шагом, попивая кофеек, а быстро, целенаправленно, торопясь на работу, отхлебывая кофе по пути, допивая и сразу покупая следующий стаканчик, и, кажется, даже не снижая скорости у киоска. Мне казалось это одновременно и бессмысленным чудачеством, и признаком модного мегаполиса, блестяще прожигающего жизнь своей кофеманией.
Послушавшись девушку, мы купили кофе на вынос и встали на переходе, глядя в сторону Грейт-Квин-стрит.
Зажегся переход и... мы понеслись быстрым шагом, отхлебывая кофе, вниз по улице, будто опаздывая куда-то. Мелкий забил на достопримечательности сразу, бежал вместе с девушкой впереди, плотно с ней общался, ничего не фотографировал и по сторонам не смотрел, а я скакала козой за ними обоими, отставая, чтобы сделать фото, догоняя их полубегом, зажав в одной руке кофе, а в другой фотоаппарат. Конечно же, у меня получались фотографические шедевры, типа такого:
Только сейчас, восстанавливая пройденный путь по гугл-панорамам, я прочитала, что это здание, между прочим, - штаб-квартира Объединенной Великой масонской ложи Англии (а вовсе не церковь, как можно было бы подумать)...
Кстати, вы когда-нибудь видели, что гугл-панорамы могут быть ночными?
Опа. И попробуй на них соориентируйся.
Ссылка.
Короче, в Лондоне все бывает, любое извращение. Кофе на бегу, панорамы как в заднице у негра, право налево, три пинты пива стоя на голодный желудок каждый вечер, двухэтажный трамвай, выезжающий из дверки в мостовой опоре... Серьезно! Продолжение следует.