Начинаешь уже подзабывать то время, особенно, если застала только последние десять лет. А вот читаешь вышеприведенный отрывок из детектива "Инспектор Лосев" 83-го года или даже путеводитель по Рязанской области примерно того же времени - и удивляешься, что такое было, читаешь между строк, видишь причины, делаешь собственные исторические выводы, пусть и микроисторические.
(Я снова взялась разбирать коробку с отцовскими книгами).
Советская литература старше 70-х годов прошлого века у меня никакого отклика не вызывает, с таким же успехом она может быть вообще не про эту планету. А в 80-х, которые застала, нет-нет - да и проглянет примета времени.
Тот же Лосев без зазрения совести пользуется милицейским удостоверением, чтобы достать дефицитные билеты в театр, и это само собой разумеющимся образом вплетено в канву повествования. Нормальный ход событий, поел, попил, сходил на работу, немного нажал - и достал билеты в театр. Или, пытаясь выйти на крупного жулика, Лосев приглашает в кафе его любовницу, где (далее цитата) "перед нами две рюмочки коньяка, две дымящиеся кофейные чашечки и два блюдечка с пирожным. Это я шикую." Причем, последнее подано, конечно же, не как ирония над великим и ужасным совком, а просто как констатация факта. Остальные опера в городскую столовую заходят, и котлеты с холодными макаронами едят (тоже из книги), а тут, в кафЕ, не менее десяти рублей на пару чашечек спустил, шикуя-то.
Биографии великих людей в кратком пересказе тоже интересно почитать: одно подзамазывается, второе подчеркивается, однако, ретушь никуда не исчезает и продолжает быть заметной. Сколько же психической энергии тратилось на поддержание виртуального образа действительности, уже разваливающегося; да еще на определения, как можно отозваться о предмете - как о круглом, или как о квадратном, но с явной тенденцией к скруглению...