Гедда Габлер

Oct 10, 2012 00:21

Гедда Габлер
Александринский театр

Я наслаждалась!
Быть может это мой баранистый дух противоречия вступил в борьбу с зальным "скрипо-покашливанием" и язвительными вставками недовольных, а быть может я наконец нашла свой спектакль в Петербурге.


Гед да Габ лер.
На первый взгляд - капризная, вздорная эгоистка. Или фальшивая насквозь актриса. Но всё тоньше, глубже.
Дело даже не в том, что Гедда привыкла к поклонению, подчинению. Нет. Она смертельно больна властью, она наслаждается, питается ею. Йорген, его тётка, Эйлерт, Теа... все попадают под её влияние.
Выискивая истинный смысл забыты Теи об Эйлерте, она заставляет ту бояться себя - показным развратом, напором, а затем успокаивает уверенным всезнанием. И Тея подчиняется, инстинктивно опираясь на эту могучую хлещущую стихию, ища поддержки и утешения.
Растягивание слов и фраз - ещё один способ подчинять. Гедда концентрирует всё внимание на себе, принуждает дослушать себя и быть услышанной.
Другое - вызов, эпатаж. Это не пошлость заставляет её ходить полуголой по дому, выделывать немыслемые па и действовать всем на нервы. Это две раздирающие её изнутри силы - чудовищная сукука и такое искреннее детское желание быть замеченной.
Помещённая в общество "учёных мужей", Гедда не находит выхода своей страсности и её приходится замкнуть себя между двумя принципами - Красота и Свобода. Оковы недозволенности и незнания она рушит с помощью душевных изливаний Эйлерта, погружается в его мир, но и сама, не замечая, откликается на его откровенность. Но если брак нисколько не влияет на её ощущение свободы, то любовь... Любить для Гудды - так по-женски означает подчиняться. А это вне её возможностей.
Но вместе с тем Гедду влечёт опасность быть пленённой. Единственный достойный противник для неё - Асессор Бракк. Только он не поддаётся на провокации Гедды. Только он сам пытается плести сеть - гораздо более тонкую, чем у Гедды, но столь же напористую.
Зажатая, замкнутая в стеклянной клетке особняка, она желает хотя бы освободить любимого человека. В своих мечтах она видит Эйлерта красивым, смелым, в венке из виноградных листьев. Но Эйлерт подводит её, опошляя свои поступки.
Тогда Гедда гонит чужую, непричастную смерть, начиная раскручивать спираль собственных разрушений. Она сжигает "дитя" Теи и Эйлерта, сподвигает Эйлерта на самоубийство и, вроде бы достигнув желанного, обретает счастливый покой, вновь и вновь прокручивая "красивый смелый поступок".
Но Эйлерт опять разочаровывает её.
"Ребёнок" остаётся жив, и теперь уже муж Гедды полностью поглащён им.
Мечтая обладать Геддой, захлапывает ловушку Асессор.
И гедда делает свой красивый, смулый, свободный поступок.
И мы слышим страшное, безучастно-спокойное: "Застрелилась".

И уже потом, на поклонах Мария Луговая тяжело, преодолевая, медленно выходит из Роли...

эмоции, Театр, рецензия, удовольствия

Previous post Next post
Up