Оригинал взят у
homoquadratus в
ИСКУССТВО ПЬЯНСТВАПортреты аристократов и монархов, обнаженная натура, пейзажи и натюрморты - искусствоведы посвятили им объемистые тома ученых трудов. Однако раскрытие темы пьянства в изобразительном искусстве вызывает скорее насмешки. Почему же алкоголь сыграл такую важную роль в истории искусств, выполняя функцию источника вдохновения для художников?
Эрнст Людвиг Кирхнер, Пьяница, 1915г.
Не успел Адам посадить виноград, как демон Иблис подул своим смертоносным дыханием - и виноград засох. Пригорюнился Адам и сидел, раздумывая, что теперь делать. Подошел к нему Иблис и стал расспрашивать, что его печалит. Адам все рассказал ему.
- Божья тварь, - воскликнул демон, - ты хочешь, чтобы виноград вновь зазеленел? Я о нем позабочусь.
Адам согласился. Иблис подошел к винограднику, свернул голову павлину, выпил его кровь и обрызгал ей все кругом. В тот же миг на винограде зазеленели листочки. Тогда Иблис убил обезьяну и окропил её кровью лозу. Когда на ней показались плоды, он зарезал льва, и гроздья напитались его кровью. Когда они стали поспевать, демон принес в жертву свинью, и кровь её проникла в сладкие ягоды.
Вот почему пьяница, когда первые капли вина начинают течь по жилам, распускает хвост, точно павлин. Когда хмель ударяет в голову, он прыгает и хлопает в ладоши, как обезьяна. Когда опьянение усиливается, он встает и рвется в бой, точно лев. А когда хмель одолевает его вконец, он, хрюкая, плюхается наземь, точно свинья, прежде чем провалиться в глубокий сон.[Арабская сказка]
Со времен глубокой древности и до наших дней художников влекла тема пьянства. Фрески со сценами пиршеств появляются еще в античности, равно как и сосуды, на которых герои древности и гетеры пригубляют вино. Пракситель, прославленный ваятель из Аттики, трудившийся в IV веке до Рождества Христова, создал знаменитую статую юного бога вина Диониса, сидящего на руках у Гермеса. Римляне тоже находились в рабстве у Бахуса (как они именовали Диониса). Он нередко появляется со своей шумной свитой или без нее на древнеримских скульптурах, стенных росписях, мозаиках.
Античное виноделие. Рельеф, I век н.э., Флоренция
Помощь перебравшему участнику пира. Знаменитый греческий килик, около 500-470 г.г. до н.э.
Апостол подливает вина своему товарищу. Тайная вечеря. Деталь алтаря
Вакх в образе младенца, пьющего вино. Проказник Бахус, 1623 г.
С возрождением языческого мировоззрения в эпоху Ренессанса, питие снова стало для художников важным мотивом их творчества. Прежде чем изваять свою внушающую благоговение Пьету, Микеланджело создал скульптуру похотливого и подвыпившего Бахуса. Тициан на картине "Бахус и Ариадна" из Национальной галереи в Лондоне изобразил бога пьянства, который спрыгивает, чудесным образом сохраняя при этом равновесие, с колесницы, запряженной двумя гепардами. Спустя почти сто лет Рубенс написал своего пресловутого Силена. Лысый, обремененный изрядным пузом наставник и собутыльник Диониса едва не валится с ног от пьянства.
Спустя почти сто лет Рубенс написал своего пресловутого Силена. Лысый, обремененный изрядным пузом наставник и собутыльник Диониса едва не валится с ног от пьянства.
Не уступают богам и смертные: вовсю гремят пирушки в картинах Йорданса «Бобовый король». Герои Франса Хальса - весельчаки и жизнелюбы, словно и пришедшие в этот мир лишь ради того, чтобы испытать все его чувственные наслаждения, с неподдельной радостью то вкушают, то намереваются вкусить вино. Щеки краснеют, глаза радостно блестят. Хальс словно бы уподобляет опьянение вдохновению, радости, которую может принести музыка - недаром одинаково веселы и юноша, пьющий вино, и беззаботно смеющийся юноша с флейтой. Опьянение становится метафорой чистой радости, экстатического наслаждения жизнью, завещанного потомкам богом вина.
Тициан, Бахус и Ариадна, 1520-1522г.
Рубенс, Вакх, 1638г.
Рубенс, Пьяный Силен, 1618г.
Якоб Йорданс, Бобовый король, 1638г.
Франс Хальс, Лютнист с бокалом вина
Ян Стен, Гуляки, 1660г.
Диего Веласкес, Вакх, 1629г.
Век рассудка и просвещения, XVIII век, оставляет в стороне тему пьяного разгула. И после столетней паузы - в XIX она возвращается в живопись преображенной. Сходит радостный румянец с лиц героев, потухает взгляд, возведенный теперь уже ни к небесам, ни к собутыльникам, а направленный прямо на дно стакана. В печальном оцепенении сидят за столом жители парижского дна. В бокалах их не искрится рубиновым или янтарным цветом вино. Абсент - вот истинный напиток XIX века, его дурманящими парами пропитано не одно плотно. Что же, ради мифа абсента - напитка гениев и эскцентриков, дам полусвета и парижских фланеров, потрудилось немало европейских умов - от Шарля Бодлера и Эдгара Дега до Оскара Уайльда и Пабло Пикассо. Последний включил бокалы абсента не только в знаменитые изображения любительниц призрачно-зеленого напитка, но и в портрет близкого друга. Да и пикассовские арлекины не обходят абсент стороной. Не уступая коллеге, усаживается с бокалом за стол и нарядившийся в костюм малайца Эрнст Людвиг Кирхнер, свою картину он красноречиво называет «Пьяница». Бокал на столе становится для художника знаком высокого изгнанничества и одновременно высшей избранности творческой личности, символом уединения. Недаром, к концу XIX-XX века из картин начисто выветриваются собутыльники, герой остается один на один со своим отражением в заполненном туманами стекле.
Эдуард Мане, Абсент, 1901г.
Виктор Олива, Пьющий абсент, 1901г.
Поль Сезанн, Пьяница, 1891г.
Жан-Франсуа Рафаэлли, Пьющие абсент
Жан Даниэль Или, Любитель абсента, 1902г.
Эдгар Дега, Абсент, 1876г.
Винсент Ван Гог, Абсент, 1887г.
Анри Тулуз-Лотрек, Портрет месье Буало, 1889г.
Пабло Пикассо, Любительница абсента, 1922г.
Эрнст Людвиг Кирхнер, Пьяница, 1915г.
Современные художники испытывают склонность к пьянству (точнее, к его отражению в творчестве) и на сегодняшний день. У британских художников-авангардистов Гилберта и Джорджа "Боллс: Вечер накануне похмельного утра - Пьющая скульптура" (1972). Работа состоит из 114 черно-белых фотографий, каждая в отдельной рамке, на которых изображены различные стадии возлияний в одном из баров восточного Лондона (бар Balls Brothers).
Фрагментарный калейдоскопический набор снимков, многие из которых отличаются наличием визуальных эффектов, искажающих реальность, воспроизводит причудливый процесс помутнения сознания и зрения под воздействием алкоголя.
Совсем недавно современный художник (и музыкант) Кристиан Марклей представил видеоинсталляцию на 11 экранах под названием Pub Crawl - поход из пивной в пивную с приемом напитков внутрь. В этой работе художник изобразил собственную прогулку по улицам Восточного Лондона ранним утром.
По ходу дела автор извлекает из попадающейся ему на пути посуды подобие "музыки", постукивая по полупустым стаканам с остатками пива и банкам из-под лагера - свидетелям излишеств минувшего вечера.