«Каждый художник создает свой собственный журнал/дневник,
который передает его мысли и воплощает в себе частички души
художника под влиянием конкретных моментов жизни»
Д. Флейсс
Куратор Europian International Book Art Biennale-3
В этом году Москву посетила Европейская международная биеннале бук-арта, тема которой «Арт-дневник, Арт-журнал, Визуальный журнал». Первое биеннале бук-арта проходило в Румынии в г. Сату-Маре, второе в Нью-Йорке. И вот, наконец, третье - у нас в белокаменной. Событие обещало быть крупным, ведь биеннале разместилось на трех площадках: в ArtPlay, Московской библиотеке молодежи и Российской государственной библиотеке искусств, куда я и направилась.
Биеннале действительно поражает… в небольшом зале на втором этаже библиотеки, неизменно пахнущей книгами и деревом, было несколько арт-объектов. Какие-то под стеклом, какие-то на стенах. В зале я была одна, если не считать смотрителя. Все экспонаты - это книги-объекты, созданные художниками в тех или иных обстоятельствах. Здесь есть книга-глобус, HandBook на строительных перчатках румынского художника, поэма на кассовых чеках смоленского художника Э.Кулемина, псевдо дневники, созданные специально для биеннале и множество других объектов. Честно говоря, представлялось все иначе.
Внимание на даты:
Сначала произнесите без заминки фамилию))
Хм... "Книга-бомба"...
Нечто...
И множество всякой всячины...
Обрадовало местоположение и бесплатный вход. Некоторые экспонаты заставили улыбнуться, некоторые зачитаться, некоторые сосредоточиться. Но задуматься, к сожалению, не заставил ни один. (Задуматься над современным искусством вообще получается крайне редко). Должна отдельно отметить, что в биеннале участвуют художники со всего мира, и событие это носит знаменательный характер не только для художников и литераторов, но для осознания Мира вообще в принципе. Электронные носители заняли огромный пласт нашей жизни, и сейчас особенно важно сохранить искусство создания книги, той, что можно поставить на полку. (Это, безусловно, сентиментальность, но я часто слышу, да и сама признаю, что листать бумажные страницы настоящей книги куда приятнее, чем нажимать на кнопку, чтобы прочесть продолжение. Третье поколение после моего, прочтя эти строчки, удивленно пожмет плечами).
В общем, осмотр площадки в РГБИ займет порядка получаса, не сильно отвлекая вас от ваших мыслей. Покинув площадку, я твердо решила не посещать другие две и в смятении от малого количества впечатлений, двинулась по направлению к центру. Окидывая взглядом бесконечные витрины, и увидев книжный магазин, само собой, я решила туда зайти. И здесь я заметила пару удивительных вещей: во-первых, на книгах появился возрастной ценз (интересно, как поступят с изданиями, появившимися и не купленными до введения закона в действие), во-вторых, чего только нет на полках магазинов… Порадовало издание «Буддизм по-кроличьи. Вприпрыжку по пути к просветлению», особенно отрывок: «Если какой-нибудь путь суждено проскакать, пусть кролик сделает это решительно». Наверно, я зануда… но если «кролик» поменять на «человек», наверно, получатся какие-то основные высказывания характеризующие буддизм, заповеди, если хотите… Получатся, ведь, да? Потому что если не получатся, то ну… как бы… хм… В общем слово «самиздат» сейчас можно трактовать как: сам пишу, сам издаю, сам читаю…
И еще, помните, была такая хохма в Сети «Что, если бы Красную Шапочку написали другие авторы». И самое запоминающиеся из этого «Есть или не есть» У. Шекспира, «Лес был окутан темной вуалью тумана…» Э.По и т.д. Под впечатлением от сегодняшнего книжного дня и бродя вдоль полок, я подумала, что, если бы авторы сами выбирали форму своим произведениям? У Бальзака книги были бы в форме разбитых сердец, у А. Кристи в форме лупы и курительной трубки, у Дюма - шпага, у Хемингуэя - ружье и гарпун, у Ремарка в форме… бутылки?! А формы книг Бегбедера описывать нельзя - цензура не пропустит:)
P.S. В общем, сэкономленные на билете деньги (я думала, придется заплатить), были потрачены на книги:)