Вслед за выставкой «Ван Гог Alive» в центре дизайна Арт Плей, в Москве стартовала выставка «Мир Дали» на территории электрозавода (Электрозаводская, 21).
Надо начать с того, что еще по дороге к заводу Вам встретиться масса достопримечательностей, стоит только повертеть головой. Да и само здание завода представляет собой не меньшую достопримечательность, как с фасада, так и внутри.
Выставка, посвященная Дали, расположилась на 2 этажах, но это не скучные залы с полотнами, а интересное мультимедийное пространство, разделенное на зоны, в каждой из которых создана по-разному сюрреалистичная атмосфера. Сперва, миновав кассы, Вы попадаете в узкий длинный и очень темный коридор в котором, пытаясь не споткнуться, следуете за работником выставки, рассказывающим о ней. После, выходите в небольшой, но просторный (очень по-Сальвадоровски: небольшой, но просторный) зал. Нам сразу же предложили проследовать на второй этаж. Здесь большое, вытянутое помещение так же делится на зоны. От конца к началу: зона веселого квеста, который мы опустили из внимания; зона отдыха, представляющая собой большой стол и скамейки; фотобудка, мимо которой мало кто проходит равнодушным; зона творчества: мольберты, бумага, кисти и краски, которыми посетители с удовольствием пользуются, оставляя неумело разрисованные листы, а иногда, настоящие картины.
Батут, скрипящий и несильно натянутый, дабы никто, заигравшись, не проверил на прочность заводские потолки. И зона с мягкими кресломешками. В момент нашего путешествия в «Мир Дали», эта зона была наполнена великолепной музыкой. Человек, имя которого и инструмент, я не запомнила, потому что была слишком сосредоточена на неразличимом полу слабоосвещенного коридора, когда работник выставки, провожая нас в залы, говорила и о том, и о другом, перебирая перебирая струнами какой-то пузатой лютни, создавал атмосферу то величественного, ароматного Востока, то ревнивой Испании. После каждой сыгранной мелодии он тихим голосом объяснял как зарождалась музыка на родине Дали - волнующая и страстная, полная силы и невыразимой любовной тоски. Музыка Испании… Пасодобль, фломенко, болеро… После выступления, мешкокресла развернули к экрану, и начался показ короткометражного фильма, к которому Дали приложил свои гениальные руки. Вероятно, говорить о фильме, ровна как о любом произведении автора - бессмысленно. Это равносильно умозаключениям о «Замке» Франца Кафки, «Степном волке» Германа Гессе и другим произведениям, лучшее рассуждение о которых - полное погружение в них. Это мир, созданный художниками, иными по природе, отличными по восприятию. Отличными настолько, что сюрреалистичные порождения их таланта чаще шокируют, нежели воодушевляют. После просмотра фильма, Вам предложат посмотреть семиминутное творение Уолта Диснея и Сальвадора Дали «Destino». Мультипликационный фильм 1945-1947 года (фильм создавался на протяжении нескольких лет) был удостоен гран-при Мельбурнского кинофестиваля в категории короткометражных фильмов и номинирован на премию «Оскар». Пожалуй, после этого фильма я поняла, чем вдохновлялись мультипликаторы сериала «Эон Флакс».
http://www.youtube.com/watch?v=u9BFFhiUoz8 Нижний уровень выставки наполнен увеличенными в разы проекциями полотен художника. Они повсюду - на стенах, потолке, полу. Они возникают под классическую музыку, сопровождаемые комментариями, цитатами и фотографиями маэстро.
Они движутся в разных направлениях, давая возможность зрителю детально рассмотреть композицию.
Здесь, пожалуй, стоит отметить лишь одно: Дали в разное время под влиянием различных политических и жизненных событий, может быть абсолютно разным, но неизменно, узнаваемым.
P/S
Сальвадор Дали - фигура неоднозначная в искусстве и Мире, самобытная и страстная. Жизнь его была удивительна и достояна звания мистической. Сам он благодарил судьбу за две вещи: за то, что он испанец, и за то, что он - Сальвадор Дали. Мы тоже благодарим судьбу за гротескного творца, и, как он и завещал, не даем никакой оценки его произведениям. Просто смотрим, наслаждаемся и слушаем себя.