Jan 18, 2010 06:02
Книга не для всех.
Это написано, во-первых, и обязательно, для минчан. Ибо иногородние могут здесь жить, работать, но они никогда не поймут душу города. А она с виду такая невзрачная и простенькая, но узнав её и полюбив, забыть уже не сможешь.. Вчитайтесь, как есть - загаженные подворотни и величественные шпили, унылые забегаловки (кстати, реально существующие) и нарядные улицы - всё, до мельчайших деталей.. И вот ты видишь его достоинства и недостатки, и можешь Минск любить или не любить, можешь называть Менском, как угодно, но это место - твоя жизнь и судьба. Каждая улица - старый друг. Идёшь и здороваешься: "Привет-привет!". На каждый метр асфальта по килограмму воспоминаний. Вот здесь я шла, когда.. а там я была с.. Вот сюда я заходила, чтобы.. Словно биография, расказанная родным городом.
Книга во-вторых написана для тех, кто, в той или иной мере, не поддерживает режим (никаких кавычек!). Только изнутри, только стоя на площади, читая историю, смеясь над фотожабами можно было написать эту книгу. Уж поверьте мне :-)
В-третьих, "Паранойя" для людей образованных и начитанных, кому не надо объяснять, кто такие Сераковский и Врублевский, не надо переводить с английского и французского, расшифровывать сокращение "т.н.", да и постоянные отсылки то к Павичу, то к Кундере.. Отчётливо чувствуется, что автор читал Вишневского, "Одиночество в сети", этот пресыщенный образами стиль..
Это произведение (кажется роман?) нашпигован фантиками. В этом его главное достоинство и секрет успеха. Что я называю фантиками? Ну вот эти ключевые слова, выдающие знание имён, и дат, и событий, украденные шпажки например, чем не история о шоколадках и термосах, прихваченных при разборе палаточного городка мародёрами-коммунальщиками? А как ловко и вместе с тем остервенело чекист в финале ломает трость, мерзко улыбаясь при этом.. ничего не напоминает? Как будто мудрая графиня устроила проверку новой горничной - найдёт ли все монетки в потайных углах, не спрячет ли найденные. Очень "вкусная" книга, мне эти фантики понравилось находить ;)
Подпортили картину рассуждения о любви, похожие на описания природы у хрестоматийных авторов, я их пропускала, настолько они размазанные и невнятные, отчего теряется нить рассуждений и самый их смысл. При этом сильно дёрнуло расставание главных героев, это видимо личное. У каждого из нас есть такое личное. И здесь тоже всё понятно: кто хоть раз пережил, будет невольно вздрагивать и сопереживать, и под ложечкой засвербит наверняка. Суть в том, что чем более возвышенны отношения, тем более трагичен финал. Кажется, вот как можно, так любить, и уйти так внезапно, жестоко, взять и уйти навсегда? А легко! Достаточно щёлкнуть дверью, аккуратно так, спокойно. Смерть и расставание, по сути, вещи одного рода.
Вообще, поразили мысли о смерти. Очень реальная, почти физическая боль возникает от его слов, и где-то между абзацами видишь себя, забытую и уже чуть тронутую разложением, и кажется, давно уже мёртвую, но всё ещё живую. Я верю Мартиновичу, как верю Расторгуеву, поющему о войне, Кипелову, поющему об одиночестве. Потому что нельзя написать такое из воздуха. Значит, было. Что-то. Такое, что изнутри выворачивало, отчего не хотелось ни есть, ни жить.
Я очень надеюсь, что автор "Паранойи" напишет что-то ещё, что-то другое. Тогда наконец отпадут обвинения в использовании заранее выигрышных тем, и политическом пиаре. И тогда можно будет сказать: да, у нас наконец-то появился Писатель. И честное слово, я читала Оруэлла, но он недотягивает. А тут такое близкое, простое и понятное, и талантливое.
критиканство