Не намеревалась поднимать эту тему в отдельной заметке, но
innguru задела меня за живое, и мой ответ вышел неожиданно обширным. Не удивлюсь, если он будет удостоен отдельной дискуссии, а посему публикую его новой заметкой.
Началось все с обсуждения особенностей организации учебы в немецких ВУЗах (об этом моя заметка
вот тут). У каждого свой опыт, и
innguru поделилась со мной своими наблюдениями относительно мотивации студентов в Германии. Сравнение с российскими реалиями всплыло само собой:
«А ещё в отличие от российского вуза - все (прим.: студенты в Германии) такие амбициозные, настроенные на получение знаний. Потому что знают, что обязательно найдут им применение. А в России учёба больше рассчитана на получение "корочки", а не знаний, и больше похожа на весёлую тусовку. Всё равно все знают, что работать по специальности не будут.»
Попала в точку.. Вопрос несоответствия теоретических знаний, которые даются в российском ВУЗе, российским же реалиям - это моя больная тема... У меня есть корочка ГУ-ВШЭ, экономфак, специальность «Финансы и кредит». Учили нас прекрасно, дрючили изрядно, чтобы «толк вышел», дрючили с учетом мирового опыта и практики. Мирового, европейского, какого угодно еще.. но.. увы.. не российского. Не могу сказать, что знания, полученные в ВУЗе, сильно пригодились мне на практике. А у меня за плечами 4 года рабочего стажа, правда в чисто российской компании. Должно быть, в европейских компаниях дело обстоит лучше. Поэтому хорошо подготовленные специалисты не упускают шанса сбежать из России: заграницей их знания действительно нужны. Я на рабочем месте пользовалась знаниями на уровне факультета довузовской подготовки (10-11 класс школы). нет ничего хуже разочарования. Нет, конечно, я ничуть не жалею, что являюсь счастливым обладателем корочки одного из самых престижных российских ВУЗов. Но мне искренне жаль, что я потратила пять лет жизни на знания, которые на вряд ли в скором времени будут востребованы в России. А знания без соответствующего опыта имеют тенденцию устаревать...
На мой взгляд, применительно к реалиям российского рынка, образовательная система в России вывернута на изнанку. В институты, университеты, академии стремятся буквально все! Во-первых, это престижно и круто - сформировался эдакий культ системы, или, быть может, закрепился с советских времен (все должны учится, все должны работать?), - тут я не сильна, ибо СССР застала в бессознательном возрасте. Во-вторых, в противном случае, ты останешься изгоем: пойдешь в какой-нибудь техникум, или того лучше, в ПТУ, и "кем ты тогда станешь?",- то есть культ системы активно подпитывается изнутри. Ну и в третьих, хорошо бы в нашу доблестную армию не загреметь, а то не дай бог.. Так и получается, что все идут для того, чтобы "числиться", или же для того, чтобы получить заветную "корочку", без которой ни один работодатель на молодого специалиста и смотреть не станет. Хорошо, если те, кто идут, сами это понимают. А еще чаще, бывают, идут, потому что «все идут» или потому что «родители решили». Идут туда, куда все идут, или туда, куда решили отдать родители. Идут для того, чтобы не остаться за бортом «системы», быть как все и не загреметь в армию. А выходят из ВУЗа в российскую реальность, где нужен ОПЫТ работы на российском рынке, а не абстрактная теория, которую пять лет начитывали профессора с мировыми знаниями и европейским опытом. С практической точки зрения, наверное, можно куда быстрее стать опытным специалистом, обучаясь и работая в российской фирме, а не просиживая пять-шесть лет попу на стуле в российском ВУЗе.
Я искренне не понимаю, почему образовательная система в России сложилась так, что все стремятся в университеты. Какой процент выпускников находит работу по специальности и имеет реальную возможность применять полученные знания на практике?! Зачем убивать пять-шесть лет жизни на то, что ты никогда не будешь использовать??!! И почему система такова, что поощряет это?!
В Германии, для сравнения, есть множество вариантов высшего образования, не предусматривающих учебу в университете. В Университеты идут единицы, это в основном люди, которые занимаются техническими специальностями (инженеры, архитекторы и т.п.), медики, а также люди, которые хотят посвятить себя науке. Для всех остальных есть множество других возможностей. Есть так называемые Fachhochschule, которые готовят за пару лет практикующих специалистов в конкретной области, есть школы при предприятиях, готовящие специалистов под конкретное цели, и на это тоже не нужно убивать 5-6 лет жизни. Ты получаешь конкретные практические знания в относительно узкой области и нередко уже во время учебы точно знаешь, где и для чего будешь их применять. И это не является чем-то менее престижным, чем учеба в университете. Просто каждый выбирает то, что ему интересно и нужно. Получить корочку экономиста-аналитика в области финансов фирмы (BWL) можно за пару лет. И за эту пару лет тебе дадут исчерпывающие знания, необходимые для практики в немецкой компании. Мы же проходим в университетах всевозможные виды учета, изучаем массу никому не нужных математических дисциплин, вероятностные распределения, диффуры, знаем, как устроены мировые рынки ценных бумаг, как функционируют мировые банковские системы. Но при этом, выпускаясь из ВУЗа, мы не имеем представления, с какими системами учета и базами данных работают русские компании, как в них ведется учет, какова российская практика оценки проектов, активов. Знаем это очень поверхностно, знаем обо всем по чуть-чуть, или не знаем вообще. Это "чуть-чуть" дают на первых курсах ВУЗа. А для российских реалий больше и не нужно. И на практике после пяти лет учебы в университете, ты приходишь на рабочее место и первое, что слышишь от своего руководителя: «Забудьте все, чему вас учили в университете». Почему у нас система высшего образования столь примитивна и так безнадежно оторвана от практики - для меня загадка...
Это все, разумеется, мой исключительно субъективный взгляд на ситуацию, на основании моего опыта. С интересом послушаю соображения моих дорогих читателей :))) Где Вы учились? Что оканчивали? Работаете по специальности? В каком объеме применяете знания, полученные в ВУЗе? Насколько эти знания соответствуют российской практике?