Есть у нашей оперной школы добрая традиция: с отлаженной частотой, а именно раз в семестр, ставить полноценные коммерческие оперные постановки в штутгартском Вильгельма-театре. О доброй традиции я наслышала еще на первом семестре, но своими глазами довелось взглянуть на плоды трудов, УВЫ (!), только вчера. Но все когда-то бывает впервые - спешу поделиться впечатлениями!
Небольшая прелюдия.
Оперная школа при Высшей Школе Музыки представляет собой альтернативу магистратуре для студентов с вокального отделения. Уже в конце 4-ого семестра бакалавриата каждый студент, завершающий так называемое «базовое образование», обязан выбрать профиль дальнейшего обучения. Самые востребованные из них - профили «Музыкальный театр» и «Концерт». К ним прилагаются пользующиеся значительно меньшей популярностью профили «Педагогика», «Музыковедение», «Музыкальный менеджмент» и др. Профиль «Концерт» выбирают студенты, желающие сделать упор на изучение камерного репертуара; профиль «Музыкальный театр» - те, кто ставят своей своей целью сделать оперную карьеру. По окончании бакалавриата перед студентами снова встает выбор: магистратура или оперная школа.
Оперная школа специализируется на подготовке певцов музыкального театра и предлагает множество профильных дисциплин, помогающих развиваться будущим профессионалам оперного дела вокально, физически и сценически. Здесь сделан особый упор на актерские дисциплины: актерское мастерство, танцы, фехтование, сценическая борьба и пр. Ребятами занимаются выдающиеся режиссеры, коррепетиторы, педагоги по сценической работе.
Что немаловажно, у ребят каждый семестр появляется возможность отработать все полученные знания и навыки в полноценной оперной постановке. Подготовка к таким постановкам длится в среднем два месяца и представляет собой напряженную, часто изнурительную работу над каждым нюансом звука, слова, движения, эмоции. Солирующий состав всегда выбирается из числа студентов оперной школы, но в небольшие хоровые ансамбли приглашаются и студенты бакалавриата. Премьерный показ назначается на конец семестра, после чего опера проходит на сцене не более шести раз. Для каждого студента это потрясающий опыт и возможность попробовать свои силы, закрепить многие приобретенные умения и, главное, увидеть и прочувствовать весь процесс постановки оперы: от разучивания текстов, репетиций ансамблей, до взаимодействия с хором, оркестром, режиссером и т.д.
Все это было мне известно и ранее. Но только вчера, впервые за почти два года моего пребывания в Штутгарте, звезды сложились как надо, и я наконец побывала на генеральной репетиции постановки, премьера которой состоится уже завтра: «Новости дня» Хиндемита. Впрочем, генеральная репетиция отличалась от премьерного показа разве что отсутствием антракта, количеством людей в зале, да и качественным составом публики: на генеральные репетиции вхожи только студенты и педагоги Консерватории. Было нас таких человек 20 максимум.
Впрочем и Вильгельма-театр не поражает воображение своими масштабами: зрительный зал рассчитан на 350 слушателей, которые могут разместиться в партере или на одном из двух балконов. Несмотря на свою миниатюрность и уютность, нарядный, и торжественный зал производит весьма грандиозное впечатление. При этом из любой его точки можно без напряжения прекрасно разглядеть мимику певцов или самую мелкую деталь декораций и костюмов. Мы ничуть не пожалели, что расположились на правой стороне балкона: сцену видно не хуже, чем из партера, но можно подглядывать за музыкантами в оркестровой яме, и наблюдать за взаимодействием дирижера с оркестром и певцами. Полноценно оценить акустические особенности зала я не возьмусь, но в зале, заполненном на 5%, звук разлетался прекрасно.
Сама опера, о которой я тщетно пыталась навести справки в русской Википедии, оказалась очень легкой и вполне мелодичной для произведения XX в. комической оперой с забавным и злободневным для современного общества сюжетом. Подробнее о сюжете я не расскажу лучше, чем уже написано вот тут:
http://www.s-tuloose.narod.ru/libretto_oper_i_baletov_ballet_and_opera_libretto/hindemit_paul_hindemith_paul_/novosti_dnya/Музыкально яркая опера с актуальным и на сегодняшний день подтекстом, хорошим юмором и часто непредсказуемыми поворотами сюжетной линии слушается буквально на одном дыхании.
На сцене - все знакомые лица: коллеги, с которыми каждый день сталкиваешься скорее в «рутинных», привычных обстоятельствах. Невероятное чудо их превращения в сценических персонажей - это что-то волшебное и непостижимое. Многие из них не выделяются в реальной жизни яркой эмоциональностью, но то, что они творят на сцене, ломает все стереотипы и привычные представления об их эмоциональной палитре. Перед тобой стоят совершенно другие люди, и ты начинаешь невольно думать, сколько же еще неизведанного хранит где-то глубоко внутри каждый из них. По моему опыту, когда на сцене или в фильме играет кто-то из знакомых, мне очень сложно погрузится в сюжет и воспринять наигранного персонажа за реального человека, поставленного в реальные обстоятельства. Здесь же я, пожалуй, впервые испытала полное погружение и верила каждому слову, долетающего со сцены до моих ушей, настолько тонко были переданы все эмоциональные нюансы, настолько неподдельным было взаимодействие актеров на сцене.
Прекрасные голоса! Несмотря на отсутствие субтитров (опера на немецком языке и субтитры в ней бюргерам не положены), весь текст воспринимался легко. Даже такие НЕбюргеры как я легко его разобрали. Даже когда текст пропевал китаец или кореец, которым в Европе с завидным постоянством достаются сольные партии. Чтож, это лишний раз указывает на колоссальную работу, которую ребята провели с педагогами по речи и по вокалу, и за это им низкий поклон. Вокальный язык и для немцев-то сложен, а уж для ребят из других стран, и тем более для азиатов, он сложен втройне. Единственный дискомфорт в восприятии текста возникал, когда кто-то из певцов солировал с задней части сцены. Баланс звука сильно смещался на оркестр и текст разобрать было сложно.
Особого внимания заслуживает режиссерская работа! Да что уж греха таить, я редко получаю удовольствие от оперных постановок в Германии, ну или будем честнее, в штутгартском оперном театре, именно из-за режиссуры. Кич и эпатаж - вот, пожалуй, суть и цель современной немецкой оперной режиссуры. То, что это не только мое мнение, отлично характеризует диалог из реальной жизни, свидетелем которого я невольно стала на первом семестре. Диалог дирижера и знакомого дирижера в перерыве премьерного показа Оратории Генделя «Триумф времени и правды» (май 2011, Опера г.Штутгарт):
Слушатель: - Оркестр звучит сегодня потрясающе! Получаем с другом огромное удовольствие!
Дирижер: - О, спасибо! Приятно слышать. Один вопрос: То, что происходит на сцене, Вам не очень мешает?
Слушатель: - Нет, ну что Вы! Музыка с лихвой все компенсирует!
На мой взгляд, внутренний конфликт современной немецкой режиссуры состоит в том, что желание эпатировать публику заставляет оперных режиссеров выделывать на сцене нечто, что призвано вызвать реакцию зрителя, но, увы, не помогает восприятию сценического действия. Вчера, к моей большой радости, я наблюдала невероятно продуманную, пусть и осовремененную (в этом даже была изюминка!), но абсолютно служащую сюжету постановку. А чего стоят универсальные декорации! И как здорово обыгрывается каждое из событий, ведущих главных героев к неизбежному конфликту «я - мы - общество»!
В общем, штутгартцы, премьера завтра, 7 февраля!
Далее всего четыре показа: 9, 12, 15 и 17 февраля.
Слушать обязательно! ;)