Предсказать наводнение - невозможно?

Jul 19, 2014 18:36

Амур в сутки прибавляет по двадцать сантиметров. За окном льет дождь, пока я пишу этот пост. Во Владивостоке вон из-за осадков тоже малость город затопило. Самое время снова поговорить о наводнениях, паводках, ГЭС, “вот этом вот всем” и обработать крайне интересную информацию, полученную мной в Санкт-Петербурге, на школе гидроэнергетика, где я была в начале июля.



Выступало несколько спикеров, я фиксировала, конечно, далеко не всё, но то - что показалось мне важным, плюс - из каждого выступления сохраняла небольшой видеоотрывок. В конце поста будет бонус для особо пытливых - полная видеозапись мероприятия, а пока разрешите представить свою “выжимку”.



Вообще же деятельность ГЭС и других объектов “РусГидро”, связанных с водопользованием, определяют такие документы, как правила использования водресурсов и основные режимы работы водохранилищ.

В случае с наводнениями, которые могут стать постоянными, нужно просчитывать, что выгодней: перенести район Хабаровска, построенный в зоне затопления, защитить его дамбой или построить гидроэлектростанцию, защищающую его. Тут еще при учете важно помнить, что вместе со станцией появится новый город, с его проблемами и обслуживанием.



Чтобы максимально эффективно работать в условиях возможного паводка, нужно обладать главным - информацией. А вот с ней как раз-то и беда. Из 28 гидропостов в зоне Зейского водохранилища, которые были в первоначальном проекте - осталось всего шесть. Разные причины тому виной: низкая зарплата сотрудников, проблемы техники и т.п. “Мы потеряли эту информацию - признается Богуш, - “У нас даже нет оценки по притокам, хоть это не область ответственности нашей компании, но это важно нам. Поэтому мы сейчас с гидрометом работаем над проектом восстановления гидропостов…”

К слову, подобный проект есть, например, в Финляндии: там существует ведомственная сеть гидропостов и государственная. Между ними налажен обмен информацией.

image Click to view



_______________________________



Основная задача Росгидромета - обеспечение потребителей гидрологической информацией. Основой тут является сеть гидрологических наблюдений и знаете что? Начиная с конца восьмидесятых гидрологическая сеть сократилась на 30%. Если на 1986 год (максимум по развитию сети) было 4700 гидропостов в стране, то сейчас - лишь 3100 постов

Начиная с 2000 года сокращение сети не происходит. “Но надо честно сказать, - отмечает Владимир Юрьевич, - что произошли не только количественные изменения, но и ухудшение качества наблюдений!”

С 2013 года начала реализовываться федеральная целевая программа развития комплекса водохозяйства. До 2020 года модернизировать должны 3000 существующих и открыть новых 900 постов. Так,в бассейне нашей дальневосточной реки Уссури - это 44 новых автоматических гидрологических поста.

Но… не хватает людей. Оксюморон: есть деньги на капитальный ремонт и модернизацию, они выделены, а вот на зарплаты статьи расходов нет. В результате - имеем дефицит кадров. Средняя зарплата по регионам в росгидромете в два раза ниже средней по региону в общем! "Мы доживаем за счет пенсионеров, кто поедет на 10-15 тысяч в глушь? - говорит докладчик - Вот в Хабаровске есть две пенсионерки, они прямо чувствуют паводок! 40 лет работают…”

В итоге, данных для анализа гораздо меньше, чем могло быть. А ведь корректность разработки правил зависит от многолетних гидрологических наблюдений.

В итоге, масштаб прогнозов колеблется от нескольких часов до 80 суток. А их точность… Давайте лучше пример приведу. По результатам прошлогоднего наводнения были проанализированы прогнозы на него - разных климатических центров. Верный прогноз не дал НИ ОДИН.

“Прогноз осадков в бассейне Амура невозможен. 8-10 суток на Амуре - это максимум, Мы не можем дать сезонного прогноза. И это уровень науки на сегодня и результат сложившейся ситуации, - неутешительные выводы озвучивает Георгиевский.

Как же использовать неточный прогноз? Тут необходим прямой диалог, как с населением, так и с компаниями, которые могут влиять на ситуацию, помочь в случае чего. Конечно, сейчас необходимо повышать точность - наращивать сеть гидропостов. Приоритет номер один: бассейны крупных водохранилищ.

Впрочем, автоматические гидропосты тут очень помогают, по стране их порядка 260-270 штук, и они в режиме реального времени ежечасно передают информацию - опять же в автоматическом режиме. На постах же с людьми все происходит “по старинке”: замер уровня по рейке, и два раза в сутки - в 9 утра и 9 вечера - по цепочке, по телефону сообщаются данные.

В бассейне Зеи сейчас функционируют всего несколько осадкомеров, а надо минимум 20-30. Ставить новые посты на Уссури начали с 2008 года, в этом году установили новых 10 постов там, на остаток года в бассейне “Амур-Зея-Бурея” планируется 21 новый пост. Причем, у нас в регионе важны не только гидрологические, но и станции - из-за специфики паводков, завязанных на осадках. Особенно важно такие сдвоенные посты организовать в верховьях Зеи и Буреи.



Немного отвлекаясь от ситуации на Дальнем Востоке, хочется сказать про западные регионы страны. В европейской части России сток малых рек уменьшается, из-за того что теплеют зимы. Меньше промерзаемость, лучше пополняются запасы грунтовых вод. Но малые реки не перехватывают эту воду, средние перехватывают, там как раз растет сток.

image Click to view



_______________________________



Старший научный сотрудник Института водных проблем РАН Юрий Мотовилов как раз затронул эту тему, рассказывая о том, что в этом году на Волге сложились уникальные условия - самое большое маловодье. Он же показал результаты научного анализа нашего прошлогоднего наводнения. На его графиках четко видно, насколько работа Бурейской и Зейской ГЭС смягчила ситуацию во время катастрофического паводка. Так. Если бы не Зейская ГЭС, пик наводнения “порадовал” Благовещенск цифрами на метр-полтора выше… Ну и кроме того, по времени пик паводка тоже, благодаря регулированию ГЭС был сдвинут по времени.



Я же ему задала попутно вопрос, повлияло ли на ситуацию у нас то, что в последние годы не проводились работы по углублению русла рек, которые для советского периода были более частотны. Оказывается, все же нет. “Углубление русла помогает на мелких реках, но это не Амур, однозначно - ответил Юрий Георгиевич - И это долгосрочная программа, конечно.”

image Click to view



_______________________________



Начальник Департамента управления режимами ОАО «РусГидро» Тимур Хазиахметов спросил несколько провокативно в начале своего выступления: «Про Алтайское наводнение в этом году все слышали, а в Новосибирске ни о каких последствиях информации не было. Почему? Ведь вся вода Алтая пришла к Новосибирску, но там… ГЭС!”

За несколько дней до прохождения пика паводка была произведена заблаговременная сработка водохранилища, чтобы принять этот разрушительный объем воды. Благодаря этому удалось существенно “срезать” - на треть - притоки воды и избежать затопления в жилых районах.

От Анни: я повторюсь, фиксировала я в основном то, что касалось нашего региона - обсуждалось же гораздо большее и касаемо всей страны,в целом. Обещанное полное видео мероприятия - ниже:

image Click to view



РусГидро, #наводнение, экология, природа

Previous post Next post
Up